Четверг, 25.04.2024, 01:05:31   Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории каталога
Публикации [40]
Музей [26]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 6524
Посетители
Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
 Статьи
Главная » Статьи » Публикации

Историческое краеведение на уроках литературы

В наши дни проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания становится ведущей. Решить эту проблему помогают произведения литературы, где на примере героев, их поступков можно увидеть проявление лучших черт человека, где осуждаются трусость, малодушие, лень и торжествуют мужество, стойкость при защите Родины, патриотизм, честность. Именно на уроках литературы можно вести разговор о сложной судьбе героев, об утрате нравственных идеалов, о добре и зле. Путем воспитания в человеке патриотизма, литература дает возможность вырасти нравственно. Но человек не может быть высоконравственным, если не знает историю своего народа, Родины, родного языка и литературы, свою родословную.

Литературные произведения периода Великой Отечественной войны воспринимаются особо: герои произведений желают уберечь родную землю, свое гнездо – это близко и понятно любому человеку. Книги о войне несут огромный воспитательный и патриотический заряд. Ведь они о беззаветной стойкости нашего народа. Ярким примером тому служат произведения поэта-патриота Мусы Джалиля, замученного гестаповскими палачами.

Вперед, моя песня!
С богатырской отвагой
Пора устремиться в сражение нам,
А если погибну,
Ты, песня, останься,
Как памятник нашим бессмертным делам.

Читая эти произведения, невольно начинаешь гордиться своей страной, народом. Взгляд на жизнь меняется, начинаешь осознавать значение каждого человека, понимать самого себя, искать место в жизни, также меняется отношение к окружающему миру, людям. Именно в произведениях на военную тематику можно рассмотреть проблемы долга и чести, личной ответственности за судьбу Отечества, мира, проблемы нравственного выбора. После сближения с военной темой, война воспринимается как проверка на человечность, стойкость, мужество.

Для более глубокого осмысления этой темы приходит на помощь деятельность и материалы школьного музея. Ведь музей – носитель исторической и культурной памяти, материальной и духовной жизни народа. Материалы музея позволяют узнать «многое о немногом» в отличие от школьной программы, где учащиеся узнают «немногое обо всем». В процессе краеведческой деятельности у учащихся повышается интерес к знаниям истории родного края, его жителям, героям, возрастает любовь к Родине – это та основа, на которой может осуществляться рост духовной культуры.

Учащиеся нашей школы, члены кружка краеведов, активно занимаются исследовательской работой. Исследовательская деятельность позволяет накапливать материал, подлинные памятники истории и культуры, которые в дальнейшем используются как наглядные пособия и дополнительные материалы на уроках. Эта работа сближает материалы школьной программы и реальную жизнь. Исследовательская работа на уроках пробуждает интерес к предмету, новым открытиям в этой области, активизирует творческую и познавательную деятельность, самостоятельность при поиске и отборе материала. Ближе и понятнее становится тот материал, который ученик собрал сам, а если связать его с учебным материалом, то любая тема становится понятнее и доступнее.

Направленность музея широкая, что дает большие возможности для использования материала на уроках истории, литературы, географии, изобразительного искусства и др. Особым разделом музея является экспозиция, посвященная Великой Отечественной войне. Здесь собран богатый материал об участниках, ветеранах ВОВ, которые проживали в нашем селе, о героях ВОВ Азнакаевского района. Собраны списки ушедших на фронт из села и тех, которые вернулись, их данные, фотографии и документы, данные об их родственниках, проживающих в нашем селе и за его пределами. Силами учащихся собран альбом, где учащиеся поместили свои рассказы о дедушках – участниках ВОВ. Учащиеся составили списки тех, кто попал в книгу «Память», также собирается материал о тех, чьих данных в этой книге нет. Во время занятий в краеведческом кружке был собран материал и оформлены альбомы «Наш край в годы войны», «Женщины и дети в тылу». Отдельный альбом составлен по материалам со встреч с ветеранами и участниками ВОВ с фотографиями и их рассказами. Также составлен видеоархив «Они прошли сквозь это…» Отдельным в экспозиции является раздел, посвященный Герою Советского Союза Валиеву Акраму Искандеровичу. Здесь и фотографии, и статьи из периодических изданий, рефераты учащихся, описания, личные вещи, рассказы родных и близких людей. Каждый год экспозиция пополняется новыми материалами. Недавно мы были в гостях у супруги А.Валиева Салиха апа в с.Мактама Альметьевского района. Она поведала нам новые, ранее неизвестные факты из жизни героя, подарила в музей несколько фотографий. Эти материалы активно используются на уроках литературы, как пример героического подвига нашего односельчанина.

Герой не гибнет, умирая:
Двойная жизнь ему дана,
И эта жизнь его вторая
Бессмертной славою полна!

Во время прохождения темы ВОВ на уроках литературы изучение материалов о наших героях дает большую возможность понять и приблизиться к этой теме. Ведь на примере людей, которые жили рядом с тобой легче понять и оценить серьезность их поступков. Наибольший результат достигается во время уроков-экскурсий по улице Героя Советского Союза А.Валиева в нашем селе, во время чтений стихов на военную тематику у могилы героя и возле его памятника. Здесь ежегодно проводятся выступления чтецов на военную тему. Урок-поход в музей наглядно знакомит с историей села периода ВОВ. Отдельный урок посвящается чтению писем, пришедших с фронта. Треугольные письма, которые хранятся в музее, могут рассказать о многих непонятных, неизученных сторонах литературы военного периода. Также важное воспитывающее влияние несут уроки-встречи с ветеранами и участниками войны и труда – нашей живой памятью. Конечно, интереснее услышать информацию из уст людей, видевших все это, нежели прочитать из книг. В конце изучения темы войны мы проводим литературную обработку воспоминаний участников ВОВ, пишем военные биографии своих родных, соседей, сочинения, рефераты, доклады, затем на читательской конференции защищаем свои работы.

В боях за Россию наш народ проявил чудеса геройства и самоотвержения. Пройдут века, а человечество не забудет бессмертный подвиг советских людей, совершенный в ту суровую пору. В неимоверно трудных условиях они наголову разгромили полчища гитлеровской Германии и ее сателлитов, отстояли честь, свободу, независимость своей страны и избавили от фашистского порабощения народы других стран Европы. На полях ожесточенных битв наши воины показали непревзойденные образцы мужества, стойкости и отваги, покрыли себя неувядаемой славой. В едином строю защитников Родины, плечом к плечу с представителями всех областей и республик храбро сражались сыны и дочери Татарии. Вот что писал маршал России Р.Я. Малиновский:

«Я, как старый солдат, много видел на фронте бойцов и командиров татар и всегда восхищался их непреклонным упорством, железной волей в бога. Этот российский народ снискал себе уважение за выдающееся мужество солдат, всегда вызывающих своей боевой работой в деле великой борьбы за независимость России только радость и восхищение».

А вот что говорилось в поздравительном письме другого выдающегося военачальника маршала Л. А. Говорова, которое он прислал татарскому народу по случаю 25-летнего юбилея республики:

«Среди героев каждого полка, каждой дивизии имеется немало военнослужащих - уроженцев Татарской АССР... Их боевая деятельность заслуживает самой высокой оценки... Воины татары на полях сражений проявляют лучшие качества своего народа — великую любовь к Родине, ненависть к врагу, презрение к смерти во имя победы, мужество и храбрость, выносливость и умение переносить любые трудности и лишения. Они с честью выполняют свой воинский долг перед нашей советской Отчизной».

Всей стране известны имена татарского богатыря Газинура Гафиатуллина, повторившего подвиг Александра Матросова, поэта-патриота Мусы Джалиля, бесстрашного летчика Михаила Девятаева, участника обороны Брестской крепости Петра Гаврилова и других наших земляков. Изучая их биографии, геройские поступки начинаешь невольно задумываться, а где же современные герои, неужели для свершения подвига нужна война? Кто они – эти герои войны?

Геройский поступок нашего земляка А.Валиева – яркий пример мужества обычного человека, выходца из нашего села. Некоторые эпизоды его биографии мы изучаем и на уроках литературы, затем беседуем на тему героизма нашего односельчанина. Вот один из этих эпизодов:

— Не было еще столько счастья в моей жизни, как в этот день, — делился, своей радостью с однополчанами Акрам Валиев, когда узнал о присвоении ему звания Героя Советского Союза. — Нет слов, чтобы выразить благодарность. Хочется сказать коротко, от всего сердца: спасибо, Родина, ты воспитала меня и сделала героем.

Высокую награду отважный сын татарского народа заслужил в боях за освобождение Латвии в августе 1944 года. К этому времени гвардии старший сержант Валиев был уже фронтовиком с двухлетним боевым стажем. Во время сражения на подступах к Прибалтике он был ранен, за боевые заслуги был награжден орденом Красной Звезды и медалями.

Когда гвардейский стрелковый полк, в котором Валиев командовал отделением и возглавлял комсомольскую организацию роты, вступил в пределы Латвии, судьба войск оккупантов в Прибалтике была уже предрешена. Крепко битым, потрепанным немецким дивизиям отступать было некуда: сзади было море, а на юге российской армии широким фронтом подходили к Восточной Пруссии. Но захватчики еще надеялись на спасение. «Балтийский бастион в нынешней борьбе подобен волнорезу перед восточными границами Германии!» — кричала гитлеровская пропаганда, ободряя своих солдат. Перед наступлением в полк прибывало пополнение. Вместе с командиром роты и старшиной комсорг Валиев встречал новичков и радовался, если находил среди них земляков из Татарии или хотя бы из соседних волжских областей.

С приходом пополнения много забот ложилось на комсорга. Помочь молодому бойцу, все равно: комсомолец он или нет, быстрее освоиться с фронтовой обстановкой — в этом была его главная задача. Прежде всего, Акрам знакомил вновь прибывших с историей части. Рассказывая о подвигах героев и о прошлых сражениях, учил солдат хранить боевые традиции полка.

— Мы гвардейцы, а это значит быть всегда впереди, там, где труднее, — говорил он.

К воспитанию и обучению молодежи комсорг привлекал свой комсомольский актив, бывалых солдат. Помогая командирам, эти добровольные инструкторы заботились, что бы каждый боец быстрее овладел оружием, изучил уставы.

С началом наступления гвардейцы, преследуя противника, не давали нигде ему остановиться. Они знали, как ждут освобождения тысячи российских людей — русских, латышей, истомившихся в фашистской неволе. Хутор за хутором отбивали у врага подразделения полка. Разбитые у Резекне немецкие части отходили под напором гвардейской дивизии к реке Айвиэксте. У этого рубежа они попытались закрепиться на высоте и не допустить наступающих к берегу.

Всю ночь на 4 августа батальон майора Черникова вел бой на подступах к реке. Отделение Валиева первым ворвалось па высоту. Огнем из автомата старший сержант в упор расстреливал фашистов, глушил их гранатами.

Немцы метались по берегу из стороны в сторону, а на рассвете в беспорядке стали перебираться через реку. Прикрывая их, с другого берега била артиллерия. Разведчики вышли к самой воде и сообщили, что путь к переправе свободен. Вскоре к ним присоединился Валиев с несколькими солдатами. Скрываясь в кустах, разведчики наблюдали за покрытой редким утренним туманом рекой. Последние лодки, полные фашистов, еще только приближались и причаливали к противоположному берегу. Кто-то из бойцов двумя длинными очередями свалил сидевших в лодке четырех немцев, и она свободно закачалась на волнах.

В этот миг Акрам, сбросив сапоги, кинулся в воду.

— Вперед, комсомольцы! — раздался его голос, когда он сам уже отплыл на сотню метров. Держась за бревно, бросились в реку Синицын, Кадыров.

Борясь с быстрым течением, старший сержант настиг лодку и погнал ее на свою сторону. С первой группой десантников он был вскоре уже на занятом врагом берегу. Выскочив на землю, бойцы тут же открыли огонь по противнику. Часть немцев, оставив свои лодки, разбежалась, а другие, наоборот, сами контратаковали. Наши воины отбросили фашистов. Когда стрелки вслед за отходящими немцами двинулись в глубь от берега, Валиев повел лодку обратно. Так шесть раз пересекал он реку, перебрасывая в каждый рейс новую партию солдат. А рядом на бревнах, досках плыли те, кто не хотел ждать очереди на место в лодке. Выдвинутые к реке пулеметы и минометы поддерживали переправу. Было захвачено еще несколько лодок.

Несмолкаемо била немецкая артиллерия, пикировали с высоты самолеты. Пробитая во многих местах лодка Валиева текла. Но без устали налегали бойцы на весла и касками, котелками отливали воду, а Акрам твердо правил туда, где кипел бой. Немцы не смогли задержать первых групп переправившихся стрелков. Река была уже за спиной гвардейцев, они достигли укрепленной врагом деревни и штурмовали этот опорный пункт. А в это время на лодках и плотах началась переправа главных сил полка, артиллерии, минометов.

Гитлеровцы всеми средствами стремились вернуть берег в свои руки. За налетами их авиации и шквальным артиллерийским огнем следовали контратаки. Гвардейцы батальона Черникова отразили три вражеские попытки пробиться снова к реке, а потом сами ринулись в атаку. Отделение Валиева шло в первых рядах наступающих.

Враг был отброшен далеко от реки и потерял свои укрепления. Подразделения полка перерезали важную шоссейную дорогу и скоро заняли несколько населенных пунктов. Немцы еще не раз пытались вернуть потерянные рубежи. Снова налетала авиация, снова бросались в контратаки автоматчики... Но не в обычае российской гвардии было отдавать завоеванное, отступать.

От берегов Айвиэксте гвардейцы пошли к морю, к Риге…

Хотелось бы завершить стихами, в которых воспето все величие народа, его неумолимая ярость, мужество в борьбе с врагом даже после смерти:

Песня меня научила свободе,
Песня борцом умереть мне велит,
Жизнь моя песней звенела в народе,
Смерть моя песней борьбы прозвучит.

Категория: Публикации | Добавил: ilbyak-school (30.03.2006) | Автор: Тухватуллин Эльмир Рафаэлович
Просмотров: 10278 | Рейтинг: 4.7/3 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наверх
Форма входа
Поиск
Ссылки
Статистика
Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100
Copyright © 2006—2024 МСОШ с. Ильбяково.
При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на ilbyak-school.ucoz.ru обязательна.
Сайт управляется системой uCoz