| Посетители |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Главная » Рассказы
|
В далекие времена, которые никто никогда не знал и не видел, учился в одном старом медресе мальчик-сирота. Деваться ему было некуда, вот и жил при медресе летом и зимой — ставил для учителя самовар, готовил еду. С учительского стола, глядишь, кое-что и ему перепадало. А тут еще по четвергам деревенские мальчишки кто мучицы, кто крупы горстку, кто яиц подкинет. И учитель не забывал сироту: случалось в гости куда пойти, приносил ему пропитанное мясным бульоном донышко бэлиша. Такое лакомство, правда, доставалось не часто, но и на том спасибо!.. И все же еды шакирду не хватало. Вверх он тянулся быстро и худющий был — страх смотреть: руки-ноги как палки. Потому, наверное, и прозвали его товарищи Кузнечиком. Сирота на них за это не обижался — был он молчалив и умел терпеть.
|
|
Давно это было. В киргизских степях, в краю уйматов, правил семью своими племенами светлый хан Моркас.
Могуч был хан, велик числом народ его и довольно было у него золота и добра всякого. Но не могуществом и богатством славился Моркас, а веселыми пирами. И тем еще, что более всего на свете ценил хорошую шутку и смех.
Родила ему молодая жена сына. В честь милостивого божества, покровителя всего живущего на земле, мальчика назвали Заятюляком.
|
|
Давным-давно было у одного человека три сына.
Жил он не то чтобы богато, но справно, нужды не знал. Были у него жернов, барабан да колодки для лаптей с кочедыком. Вот пришло ему время помирать. Призывает он сыновей и говорит: «Умру я скоро. Живите без меня дружно. Хватит вам того, что оставлю». Отдал он одному сыну жернов, другому барабан, а третьему колодки с кочедыком. «Этим станете себе на жизнь зарабатывать,— говорит,— кусок хлеба у вас всегда будет».
Похоронили братья отца и разбрелись кто куда.
|
|
Давным-давно жил бедняк по имени Гульназек.
Беднее шайтана был он. Ничего не дал Аллах лентяю и лежебоке, разве что ребятишек целую кучу. Надоела Гульназеку нищета, смастерил он лук со стрелами и пошел в лес.
Идет, а навстречу ему — див. Испугался Гульназек, задрожал весь, не знает где укрыться. А див уж рядом.
— Тебе чего тут надо, человек? — спрашивает.
— Я — охотник, поохотиться пришел,— отвечает Гульназек.
|
|
Жили в давние времена у одного человека две дочери и сын. Одна из дочерей была неродная ему. Не любили ее в семье. Посоветовались однажды и решили отвести девушку в лес. Сказал ей брат:
— Пойдем в лес, будешь там ягоды собирать, а я дров нарублю. Вечером вернемся.
Взяла девушка ведро и клубок с собой прихватила. Далеко забрались они, в самую чащу. Наконец остановились. Распряг брат лошадь и пустил ее траву пощипать, а сестре говорит:
— Ступай за ягодами да прислушивайся, вернешься, когда работу кончу.
|
|
Давным-давно жил один очень бедный человек.
Нечем было ему наготу прикрыть, негде приютиться. Вот и вынужден был весь свой век в соломе сидеть. Люди в шутку прозвали его за то Солом-Торхан-падишахом. Была у него приятельница — лиса. Она как-то и говорит:
— О друг мой, пришла мне охота женить тебя. Ведь тоска берет, как погляжу на такую твою жизнь. Пора бы уж и людям тебя показать.
Солом-Торхан отвечал на это:
— Ну что ж, окажи мне такую милость.
|
|
Под сосной, что в зной и холод не меняет зеленого наряда, стоит домик, похожий на кочку.
Знаете ли вы, сколько в нём народу? Тут тысяча, пожалуй, наберётся.
Дверь в домике с утра до вечера открыта настежь, но едва стемнеет, хозяева запирают её крепко-накрепко, потому что влажная ночная прохлада очень уж не нравится им. Сладко спят муравьишки, пригревшись в мягких своих постельках из сухих листьев, прутиков и соломинок. А утром, едва разулыбается солнце, дверь распахивается снова.
Сегодня в доме пир, шумное веселье — муравьи в кругу друзей правят новоселье.
Все рады празднику — хозяева, лесные, луговые гости — кружатся, прыгают, взявшись за руки, поют.
Вот расселись за большим столом. Угощение богатое — бери, чего душа просит. Вкусные кушанья гости сладким соком запивают.
Всюду яркие цветы рассыпаны — постарались муравьи ради праздника.
|
|
Давным-давно, во времена былые все звери — смирные и злые — ходили без хвостов. Ни лошадь, ни корова не могли от мух и комаров назойливых отбиться. И даже белочка — на что уж попрыгунья, и та сидела тихо у дупла.
И вот однажды звери похитрее собрались на совет и порешили: всем носить хвосты. Потом со всех концов сорок собрали и дали им такое поручение:
— Летите над высокими горами, над шумными лесами, над зелёными лугами, над бурной речкой и скликайте всех — больших и малых, хищных и смиренных — и передайте им, как только встанет солнце и над землёй рассеется туман, у дуба старого пусть соберутся звери — всем будут раздавать хвосты.
|
|
Взгляни-ка, дружок, что тут нарисовано. Знаешь ли ты, как это называется?
Домики выстроились ровными рядами, как фигурки на шахматной доске, — в каждой клеточке по одному. Хозяева не простые в них — крылатые.
— Крылатые? А как зовут их? Пчёлы?
Да, усердный тот народ — собирает сладкий мёд и готовит светлый воск, что идёт на свечи. Далеко-далеко полетят они с утра. Пчёлам лучше не мешать — у малышек жало поострей кинжала!
|
|
У одной Зайчихи был маленький ушастый Зайчонок. Мама очень любила своего Зайчонка. Однажды принесла Зайчиха новые валенки и говорит:
— Вот тебе, сынок, обувка, чтобы ножки не зябли.
Обрадовался Зайчонок, надел валенки и ну бегать и кувыркаться. Только скоро надоели Зайчонку валенки. Снял он их, а чтоб мама не велела надеть, — спрятал подальше.
Зайчиха разыскала валенки и надела на Зайчонка. Он опять снял. И так несколько раз. Мать наденет, Зайчонок снимет, мать наденет, Зайчонок снимет. Бегает разутый по снегу и по льду. День бегал, другой, а на третий день захромал и говорит матери:
— Мама, мама, ноги сильно болят.
|
|
Посреди широких зеленых лугов разлилось небольшое озеро. У берегов его растут камыши и осока. Охотники редко заходят туда, и озеро всегда спокойно, как гладкое зеркало.
На этом озере жили Белая Лебедь и Серая Гусыня. Жили они дружно, ловили рыбу, пили чистую, прозрачную воду. И были у них птенцы — Гусенок и Лебеденок.
Однажды в жаркий летний день Белая Лебедь и Серая Гусыня выплыли на середину озера погулять. Гусыня и говорит:
— Что мне делать с моим непослушным сыном? Ничего есть не хочет. Только воду пьет — не перестает.
В самом деле, чем только ни угощала Серая Гусыня своего Гусенка: и рыбками, и зелеными лягушками, и вкусными раками, Гусенок и смотреть ни на что не хочет. Кушать — для Гусенка самое трудное дело, просто мученье.
А Лебеденок — тот сам кушает с ложки. Как только мама позовет его, бежит к столу. Что дадут — все съест. И спать ложится вовремя. И на озере играет сколько надо. Потому и растет здоровым и крепким.
|
|
Жили у бабушки два петуха: один белый, другой черный. Очень любила бабушка обоих петухов. Только были они большие забияки — всегда дрались.
Начнет бабушка петухов кормить, Белый кричит: «Почему мне мало корму?». А Черный вторит: «Зачем клюешь мое зерно?». И готова драка.
Однажды бабушка вышла во двор, смотрит: петухи дерутся. «Что мне с ними делать?» — подумала она. Пожурила драчунов, прикрикнула на них. Петухи притихли, а как только бабушка ушла, опять накинулись друг на друга. Только перья летят. Устали драться, пошли жаловаться бабушке.
|
|
Жили у мальчика беленький кролик и пушистый серый котенок. Жили они дружно. Кролик грыз морковку, а котенок лакал молоко.
Котенок был храбрый, ничего не боялся. Мальчик назвал его — Небояка. Кролик был трусливый и всего-всего боялся, поэтому мальчик назвал его — Бояка.
|
|
Далеко-далеко, отсюда не видно, рос густой, дремучий лес. Жили в том лесу злые волки, хитрые лисицы, трусливые зайцы да ядовитые змеи.
Среди лесных обитателей жили два Филина с птенцами. Перья у них были как у курицы-пеструшки, а головы — как у кошки, глаза большущие, большущие. Днем Филины ничего не видели. Охотились они по ночам.
Лишь только ночь опустится на землю, замолкнут птицы, звери попрячутся в норы — по лесу раздаются крики: то будто кошка мяукает, то будто ребенок плачет. Звери тогда поднимают морды, птицы клювы и говорят:
— Это Филины вышли на охоту, спать не дают.
|
|
Смастерили ребята из маленьких дощечек скворечницу и укрепили ее на верхушке высокого шеста. На другой же день прилетели весенние гости — Скворцы. Обрадовались они новому домику и радостно защебетали веселую, весеннюю песенку.
За оконным карнизом против домика Скворцов жил Старый Воробей. Он поселился тут несколько лет назад. Когда наступали холода, он никуда не улетал, здесь он и зимовал.
Старого Воробья не слишком обрадовал прилет новых гостей.
«Конечно, хорошо, — ворчал он, что соседи есть, одному скучно. Да только скворцы — очень беспокойный народ. От их песен оглохнуть можно. И не поспишь никогда как следует. Они и не думают, что, кроме них, есть другие птицы на свете.
|
|
Жил на свете маленький храбрый Котенок. Была у него мама, большая Дымчатая Кошка. Котенок любил ласкаться и спал, всегда уткнувшись в теплую мамину шерстку.
Однажды Дымчатая Кошка собралась на охоту и говорит Котенку:
— Мой маленький, храбрый сынок, ты ведь не боишься остаться один?
А Котенок говорит:
— Нет, мама, нет. Я никого на свете не боюсь. Я всегда сплю спокойно, когда тебя нет дома.
|
|
Когда-то Повелитель Цветов бросил во все страны клич:
— Кто изготовит лучший сосуд для хранения меда, тому в награду позволю собирать мед со всех моих цветов.
Все насекомые взялись за работу. Каждому хотелось получить обещанную награду.
|
|
Близко ли, далеко ли жил-был Охотник. Была у него собака Белый Коготь, меткое ружье и много домашних зверей и птиц. Среди них заметно выделялась утка с хохолком на голове, по прозвищу Болтливая Утка.
Встретит Утка Горластого Петуха, или Бородатого Козла, или Курицу Куда-Куда, или Кота Цап-Царап и ну болтать! Те, бывало, слушают, слушают, да так и уйдут, не дослушав до конца.
— Знаешь новость? Тебе одному скажу по секрету... — так всегда начинала свой рассказ Болтливая Утка.
Однажды Охотник перекинул через плечо ружье, через другое — охотничью сумку. Потом созвал всех зверей и птиц и сказал:
— Я ухожу на охоту. Белый Коготь со мной пойдет. Смотрите никому не говорите, что меня с Белым Когтем дома нет.
|
|
На широком лугу пасся табун лошадей.
Привольно было лошадям на этом лугу, досыта наедались они сочной травы, вдоволь пили чистой родниковой воды.
Лошади были красивы и резвы: шеи у них выгнуты дугой, ноги стройные, сильные.
Пастуха при табуне не было. Самая умная и быстроногая лошадь с белой звездочкой на лбу — Рыжая — была у них за вожака. Зазвенит колокольчик на шее Рыжей — и спешат лошади к ней. Как-то раз устала Рыжая, захотелось ей отдохнуть. Собрала она всех лошадей и сказала:
— Если не будете вместе пастись, разбредетесь кто куда — пропадете. Держитесь дружно, и все будет хорошо.
|
|
…Я лежал в своей постели, видя очередной сладкий сон, однако что-то мне помешало. Я приоткрыл глаза и увидел виновника – это был солнечный луч, который играл на моем лице. Все попытки укрыться ни к чему не привели и, последний раз сладко потянувшись, со словами «ладно уговорил» я поднялся с постели. Лучик стал резвиться еще быстрее, как бы радуясь удачной попытке. Выйдя на балкон, я вдохнул свежий осенний воздух. День был просто великолепен: солнце ярко сияло на огромном голубом небе, ветер играл желтыми листьями и гнул непослушные деревья. Я решил прогуляться, надел куртку и, открыв подъездную дверь, вдруг увидел ЕЁ. ОНА улыбалась и я улыбнулся ей в ответ.
|
|
|
|
| Календарь |
| « Ноябрь 2025 » |
| Пн |
Вт |
Ср |
Чт |
Пт |
Сб |
Вс |
| | | | | | 1 | 2 | | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | |
|