«В воспитании органически сливается общественное и интимное. В этом слиянии,… и заключается гармония человеческого счастья… Но только вместе с родителями, общими усилиями учителя могут дать детям большое человеческое счастье.» В.А. Сухомлинский Семья и школа – это посредники между формирующейся личностью и обществом. Поэтому благополучие ребенка на его жизненном пути во многом зависит от согласованности взглядов родителей и педагогов на проблемы воспитания, согласованности их воспитательных действий. К сожалению, многие родители мало общаются со своими детьми, у них не хватает времени на воспитание детей, они, мол, много времени проводят на работе, и этот груз ответственности возлагают на школу, не понимая, что сами в скором времени начнут пожинать плоды равнодушия к своим детям. Часто можно услышать от родителей: «Мы отдали вам ребенка – вы его и воспитывайте». Но давно известно, что школа может успешно выполнять воспитательные функции только в тесном сотрудничестве с семьей. Ведущим направлением в организации взаимодействия семьи и школы должна стать работа по созданию условий для того, чтобы отец и мать осознали свою родительскую ответственность за воспитание детей. Этого можно достичь при помощи активного вовлечения родителей в школьную жизнь их ребенка. В нашей школе работа по взаимодействию семьи и школы ведется по трем основным направлениям: - Повышение психолого-педагогической культуры семьи через педагогический всеобуч;
- Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, совместные творческие дела;
- Индивидуальная работа с семьями, консультации классных руководителей, посещение семей.
Одной из основных задач школы является обеспечение эффективной помощи семье в вопросах успешной социальной адаптации детей и подростков. Для начала классные руководители проводят социальную диагностику семьи, определяя тип семьи по структуре, по материальной обеспеченности, по социально-правовой устойчивости и воспитательному потенциалу, по взаимоотношениям, по семейной ориентации. Если родители понимают, что в семье имеет место проблема, и ищут пути для ее преодоления, классный руководитель предлагает родителям заполнить анкету с целью определения характера взаимоотношений между членами семьи, выявления скрытых конфликтов (см. Приложение). На основе полученной информации, совместно с родителями, намечается путь нормализации положения. Правовое просвещение родителей осуществляется на общешкольных родительских собраниях. Мы знакомим родителей с их правами и обязанностями, указанными в «Декларации о правах человека», «Конвенции о правах ребенка», «Конституции РТ», законах РТ «О молодежи», «Об образовании». В классах, так же как с учащимися, с родителями разыгрываются различные ситуации с привлечением представителей правоохранительных органов, где разъясняется серьезность той или иной ситуации. Результатом этой работы является то, что ни один ученик на сегодняшний день не состоит на учете в КДН. В современном мире разобщенность проявляется не только в обществе, но и в семье, на глазах усиливается отчужденность детей от своих родных, утрачиваются традиции рода. Для восстановления этих традиций, на базе школьного краеведческого музея, мы с учащимися и их родителями начали изучать свои корни, строить свое древо жизни. В него учащиеся вписывают не только имена родственников, но и где и кем они работали. Учащиеся с интересом и желанием выпускают семейные газеты, пишут сочинения о мамах и папах. Не забываем и старшее поколение – бабушки и дедушки у нас в почете: приглашаем их на мероприятия, концерты, устраиваем чаепития. Краеведческий музей год от года пополняется экспонатами, которые приносят учителя, ученики и их родители. В уголке, посвященном школе, собран материал о семьях учащихся, их древа жизни. Альбом «Мой отец – моя гордость», о службе отцов в армии, был собран в текущем учебном году. Учащиеся с интересом расспрашивали у отцов о службе в армии, готовили материалы для альбома. Так как основа патриотического и нравственного воспитания закладывается в семье, такая работа важна при формировании нравственных качеств у ребенка. В примерах подражания, понятия родного очага, честного выполнения своего долга на земле – здесь особо прослеживается влияние родителей. Одним из перспективных направлений деятельности по сохранению культурно-художественных традиций семьи является развитие и поддержка семейных творческих коллективов, культивирующих в своем быту национальные песни, танцы, музыку, изделия декоративно-прикладного творчества и таким образом поддерживающих традиции своего народа. Семьи наших учащихся участвуют в концертах, выставках, конкурсах семейных творческих коллективов различного уровня. Воспитание у ребенка понятий чистоты и лада начинается в собственном доме. Заложенные с детства представления о чистоте и порядке в доме перерастают со временем в понятия о сохранении порядка и нравственной чистоты в душе, жизни. Но, если дом запущен и заброшен, то дети лишены материнской любви и ласки, не сидят на отцовских коленях и с завистью смотрят, как в семье его друга отец, придя с работы, гладит всех детей по голове и каждого успевает расспросить об успехах. Дети, лишенные общения с родителями, не обласканные в детстве, чаще всего становятся обездоленными. Не допустить этого – вот цель, которую ставят перед собой педагоги нашей школы при планировании воспитательной работы в классах. Формы работы с родителями классные руководители подбирают индивидуально. Помимо традиционных родительских собраний используются формы семинара, консультации, вечера вопросов и ответов, деловой игры, встречи с психологами, представителями медицины и правоохранительных органов, день открытых дверей. Но первое родительское собрание все классные руководители проводят в форме круглого стола. При такой форме легче добиться цели – установить тесную связь между учителем и родителями, составить программу воспитания детей на учебный год, наметить план работы и пути реализации этого плана. При разработке плана особое внимание уделяется совместным мероприятиям: это спортивные и семейные дни, знаменательные и календарные даты, национальные праздники. Родители приглашаются на уроки и воспитательные часы не только как гости, но и как участники. На праздниках труда родители рассказывают о своей работе, о ее интересных и сложных сторонах, тем самым, подготавливая молодое поколение к выбору будущей профессии. Родители, участвующие в школьных делах, видят в педагогах своих помощников, и в свою очередь, такие родители становятся друзьями своим детям. Такие родители лучше понимают учителей, своих детей и их ровесников. Тем самым соблюдаются принципы сотрудничества на основе культурного общения и уважения взаимных интересов. Все взаимные претензии решаются исключительно в доброжелательной обстановке. Мы надеемся, что ненавязчиво привнесенные в душу детей все те добрые, вечные, веками укоренившиеся семейные и народные традиции, систематичная работа педагогов, позитивный опыт и знания самих родителей посеют зерна доброты и человечности в душах детей. Ведь как приятно услышать от окружающих: «Какой воспитанный у вас ребенок!». Приложение Анкета - Вы считаете взаимоотношения в семье:
- очень хорошими;
- хорошими;
- не очень хорошими;
- плохими;
- не очень плохими.
- Считаете ли Вы свою семью дружной?
- Какие семейные традиции способствуют укреплению вашей семьи? Перечислите их _______________________
- Как часто ваша семья собирается вместе?
- ежедневно;
- по выходным дням;
- редко.
- Что делает ваша семья, собравшись вместе?
- решаете сообща возникшие проблемы;
- занимаетесь семейно-бытовым трудом;
- вместе проводите досуг, смотрите телепередачи;
- обсуждаете вопросы обучения детей;
- делитесь впечатлениями о прожитом дне, о своих успехах и неудачах;
- каждый занимается своим делом;
- еще что-то (допишите) ______________________________
- Бывают ли в вашей семье ссоры, конфликты?
- да;
- часто;
- иногда;
- редко;
- нет.
- Из-за чего возникают конфликты?
- непонимание членами семьи друг друга;
- неуважение, грубость, неверность, и др;
- отказ участвовать в семейных делах, заботах;
- разногласие в вопросах воспитания детей;
- злоупотребление алкоголем;
- другие причины (укажите) ______________________________
- Какие способы разрешения семейных конфликтов вы используете?
- примирение;
- совместное обсуждение ситуации и принятие общего решения;
- естественное затухание конфликта;
- обращение за помощью к другим людям (родителям, соседям, друзьям, учителям);
- конфликты практически не разрешаются, носят затяжной характер.
- Ваши дети бывают свидетелями или участниками семейных конфликтов между взрослыми?
- Как дети реагируют на семейные конфликты?
- переживают, плачут;
- становятся на сторону одного из родителей;
- пытаются помирить;
- уходят из дома;
- замыкаются в себе;
- относятся безразлично;
- становятся озлобленными, неуправляемыми;
- ищут поддержку у других людей.
- Что Вы намерены делать для укрепления семейно-бытовых взаимоотношений и улучшения микроклимата вашей семьи? ______________________
|