Алтынов Николай Николаевич родился 10 февраля 1924 года в деревне Осоко-Ковали ныне Зеленодольского района Республики Татарстан в семье крестьянина. Русский. Образование неполное среднее. Работал бригадиром тракторной бригады Юдинской МТС. В Советскую Армию был призван в августе 1942 года.
На фронтах Великой Отечественной войны с августа 1943 года. Член КПСС с 1944 года.
Механик-водитель танка 219-й танковой бригады (1-й механический корпус, 2-я гвардейская танковая армия, 1-й Белорусский фронт) старшина Алтынов прошел с боями на танке свыше 400 км, уничтожив большое количество живой силы и техники противника. 21 января 1945 года первым переправился по мосту через реку Нотець, а затем первым ворвался в город Кройц (Кшиж, Польша), где уничтожил артиллерийскую батарею врага. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года ему присвоено звание Героя Советского Союза.
После войны демобилизован, җил и работал в Казани. Награжден орденами Ленина, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, Славы III степени, медалями.
* * *
Тысячи километров от Курска до Берлина прошел с боями механик-водитель Николай Алтынов. По каким только местам не проходила его стальная машина. Одинаково уверенно он вел ее по полям и асфальту дорог, по тесным улицам городов и узким лесным просекам, вступал в единоборство с немецкими «тиграми» и противотанковыми орудиями. И, надо думать, отлично справлялся танкист со своей задачей, если его грудь украсила Золотая Звезда Героя.
Высокую награду старшина Алтынов заслужил за участие в Висло-0дерской наступательной операции, в результате которой советские войска вышли на подступы к Берлину. Решающую роль в ней сыграли мощные танковые соединения Красной Армии.
Как это часто бывает на фронте, о предстоящем наступлении знали и тщательно готовились. Готовился к нему вместе с другими членами экипажа и Алтынов. На нем одном лежала огромная ответственность за безотказную работу машины. Днями он не отходил от своей «тридцатьчетверки», проверяя буквально чуть ли не каждый болт, чтобы исключить малейшую случайность, которая в бою может стоить жизни. И не напрасно, ибо потом в наградном листе командир танковой бригады напишет: «С боями на своем танке т. Алтынов Н.Н. без аварий, поломок и вынужденных остановок прошел свыше 400 километров; за пройденный путь показал, что в совершенстве владеет техникой».
17 января 1945 года была освобождена Варшава, и танковая бригада, в которой воевал Н.Н. Алтынов, прорвалась в глубину немецкой обороны. Он со своим танком почти все время находился в передовом отряде. Разбитые, разрозненные остатки частей противника пытались сопротивляться, но танкисты сметали их с ходу. Бригада стремительно пробивалась вперед и за первый день прошла около ста километров. Были взяты Сохачев, Лович, Кутно — польские города на запад от Варшавы.
Фашистские вояки часто даже представления не имели, насколько глубоко в их тылы проникли советские танки, и к своему ужасу встречали краснозвездные машины там, где еще не ждали.
— Колонну видишь? — спрашивал командир Алтынова, заметив растянувшиеся по дороге фашистские машины и войска. Командир с ходу вел огонь, а потом механик доканчивал гусеницами то, что оставалось на шоссе после обстрела. Только за первые дни прорыва они уничтожили минометную батарею, более полусотни автомашин и повозок, десятки солдат и офицеров.
Бригада в результате этих боев подошла к последнему узлу обороны фашистов на старой польско-германской границе. Танк Алтынова вместе с другими машинами ворвался на улицы маленького городка под названием Кольмары. Из окон зданий, с баррикад фашисты вели жестокий огонь, но не могли устоять перед натиском танкистов.
У железнодорожной станции огонь еще более ожесточился. Преодолев его, экипаж танка Алтынова ворвался на станционный пути и увидел готовый к отправке эшелон с военной техникой. С первого выстрела был подбит паровоз. Состав никуда не ушел.
После взятия Кольмары до германо-польской границы оставалось недалеко. Передовой отряд, в котором был и танк Н.Н. Алтынова, всю ночь с необходимыми предосторожностями продвигался на запад. Где-то впереди была Нетце, река, отделявшая когда-то Польшу от Германии, и на ней, как предполагали,— мощный рубеж сопротивления. Передовому отряду предстояло во что бы то ни стало захватить единственный в полосе их действий мост и удержать до подхода главных сил.
Река и низкий мост на ней появились как-то неожиданно. Через смотровую щель Алтынов с трудом разглядел в позднем зимнем рассвете словно бы просевшее в берегах ложе реки и темную продолговатую полосу — мост. Предвосхитив приказ командира, Алтынов нажал на акселератор, на полной скорости ринулся вниз на мост и через минуту выскочил на противоположный берег.
Командир и башенный стрелок открыли огонь из всех видов оружия, а десантники, сидевшие на броне, тотчас рассыпались в стороны, ведя огонь из автоматов. Вражеская группировка прикрытия была уничтожена в считанные минуты, не успев даже подготовить мост к взрыву. Советские танки выдвинулись вперед за мост, перекрыв все подступы к нему.
Так был захвачен плацдарм, но самое трудное еще было впереди: его предстояло удержать до подхода главных сил.
Горстка советских воинов знала, что немцы, оправившись от первого потрясения, приложат все усилия к тому, чтобы столкнуть их в реку, ликвидировать плацдарм, и потому немедленно стали окапываться. Алтынов, сдав задом в какое-то каменное строение, обеспечил машине безопасность и получил очень удобную позицию.
Едва рассвело, фашисты обрушили первый шквал огня. Потом артудары с небольшими перерывами следовали один за другим, предваряя контратаки пехоты. Загорелся стоявший слева танк сержанта Калиновского, понесли потери и стрелки-десантники, но ликвидировать плацдарм врагу не удалось.
Почти целый день танкисты и горстка стрелков-десантников держали плацдарм на реке Нетце и вышли из боя только тогда, когда подошли главные силы. А к вечеру, заправившись горючим и пополнив боеприпасы, они снова были в бою.
В 1947 году, через пять лет после мобилизации, Николай Николаевич Алтынов вернулся в те же места, к той же работе, которую оставил на время войны. На его груди помимо многих орденов и медалей сияла Звезда Героя Советского Союза, которой он был удостоен за бой на реке Нетце и другие подвиги. Все послевоенные годы ветеран войны — в безустанном труде. Сначала в МТС, потом в совхозе, а в последнее время на Казанском моторостроительном объединении.
В селе Казачья Лопань неподалеку от Харькова стараниями юных следопытов создан мемориальный музей 1-го Красноградского механизированного корпуса. И в галерее героев-воинов, чью память свято чтут на Харьковщине, есть портрет и старшины Н.Н. Алтынова.