Аржанов Николай Николаевич родился 10 марта 1913 года в деревне Вокшево ныне Ко- логривского района Костромской области в семье крестьянина. Русский. Работал в Колог- ривском райкоме ВЛКСМ, на авиационном заводе. Член КПСС с 1932 года. В 1937 году окончил самолетостроительный факультет Казанского авиационного института. Летчик-испытатель.
Звание Героя Советского Союза присвоено 1 мая 1957 года за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники. Награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, медалями. В 1964—1976 годах работал на авиационном заводе им. С.П. Горбунова.
Умер 7 февраля 1976 года, похоронен на Арском кладбище в Казани.
* * *
На одном из подмосковных аэродромов в 1948 году шла подготовка к воздушному параду.
В одном из тренировочных полетов строем на самолете не вышла одна из «ног» основного шасси. Попытка выпустить заклинившую «ногу» с помощью аварийной системы также не увенчалась успехом. Командир корабля Н.Н. Аржанов доложил об этом руководителю полетов. Наземное командование дало указание садиться «на две точки», для чего стало готовить обочину посадочной полосы, вызвало санитарную и пожарную машины.
Как правило, такая посадка выводит тяжелую многомоторную машину из строя на продолжительный срок для ремонта и восстановления. Командование, чтобы запечатлеть посадку на одну основную «ногу» и носовое шасси вызвало на аэродром фоторепортеров и кинооператоров.
А в воздухе, на корабле шла своя напряженная работа.
По предложению ведущего инженера Я.С. Осокина командир корабля пытался выпустить заклиненную ногу методом «раскачки». Попытка дала обнадеживающие результаты. Аржанов долго убеждал «землю» разрешить продолжать попытки. Наконец разрешение было получено. Самолет летал по кругу. После десятка «раскачек» заклиненная нога вышла полностью.
Аржанов к большому разочарованию прибывших фоторепортеров и кинооператоров, приготовившихся заснять ЧП, безукоризненно приземлил самолет на посадочную полосу.
ЧП не состоялось. Выдержка, спокойствие, отличное знание материальной части, проявленные командиром корабля Н.Н. Аржановым и ведущим инженером Я.С. Осокиным, предотвратили аварийную ситуацию.
За этот полет они оба были награждены орденами Трудового Красного Знамени.
...Путь в небо Аржанов начал в далекие тридцатые годы.
«Комсомолец — на самолет!» Этот призыв IX съезда ВЛКСМ определил жизненный путь Николая Аржанова.
Родился Коля Аржанов в многодетной крестьянской семье. С шести лет он пошел в сельскую школу, был прилежным, сметливым, упорным. Окончив семилетку, поступил в педагогический техникум в Кологриве. Молодой студент отдавал много сил и энергии общественной работе, был избран членом бюро райкома ВЛКСМ.
В 1931 году Аржановых постигло несчастье. Умер глава семьи — Николай Иванович, первый председатель организованного им в деревне колхоза.
Надо было поднимать младших братьев и сестру.
Семнадцатилетний Николай — голубоглазый, кудрявый богатырь подался в Нижний Новгород, устроился там работать. Почти весь свой заработок отсылал матери. Однако мечтал он о небе, о полетах.
Страна остро нуждалась в авиационных кадрах. Когда в 1932 году был организован Казанский авиационный институт — КАИ, Николай сразу подал заявление и, сдав необходимые экзамены, стал студентом.
Жил он в это время в общежитии, занимался одновременно в институте и аэроклубе и сплошь и рядом был вынужден подрабатывать. Чаще всего он работал грузчиком на Казанской пристани. Хорошо еще что руки-ноги у парня были крепкие, здоровые.
Отличник учебы, активный общественник, Николай Аржанов в октябре 1932 года был принят в партию.
После окончания аэроклуба Аржанов поступил в Высшую инструкторскую школу летчиков, а после ее успешного окончания был назначен начальником филиала Казанского аэроклуба.
В филиале было четыре группы учлетов, одну из которых стал вести молодой инструктор Николай Аржанов. Это было в 1936 году. В его группе старшиной являлась студентка первого курса Таисия Вострова, ставшая впоследствии женой и другом Николая Николаевича.
Таисия Ивановна вспоминает: «Во время студенческих каникул в 1936 году мы жили в летних лагерях при аэродроме.
Вставали в два часа ночи и летали сначала с инструктором Николаем Николаевичем, а потом самостоятельно. Всем нам после успешного окончания учебы было присвоено звание летчика запаса. Сколько же нужно было терпения, выдержки, чтобы научить нас. Ведь Николаю Николаевичу в то время самому было 23 года и он был еще студентом выпускного курса. К тому времени он уже имел более двадцати прыжков с парашютом».
В июне 1937 года Н.Н. Аржанов отлично защитил в КАИ диплом на звание инженера-механика по самолетостроению и был направлен на авиационный завод, в конструкторское бюро. Через два года он перешел на летно-испытательную станцию, стал летать в качестве ведущего инженера на машинах, создаваемых заводом.
Герой Советского Союза Михаил Васильевич Водопьянов писал, что «каждый новый самолет это нераскрытая книга, и неизвестно, чем она порадует, когда в воздухе начнется ее прочтение, что ждет летчика на каждой ее странице». Поэтому от летчика-испытателя требуются мужество и хладнокровие, воля и выдержка, постоянная готовность к любым неожиданностям, высокая техническая подготовка и эрудиция, отличное здоровье и физическая сила, «Летать надо с холодным умом и горячим сердцем», — учил выдающийся советский летчик Валерий Чкалов. Николай Аржанов хорошо усвоил эти слова.
Еще до войны, в 1940 году, вместе с Героем Советского Союза Г.Ф. Байдуковым Аржанову довелось испытать четырехмоторный дальний бомбардировщик Пе-8, созданный под руководством выдающегося конструктора В.М. Петлякова. В 1941 году Аржанов вместе с Героем Советского Союза М.В. Водопьяновым выполнил на этой машине первый полет на максимальную дальность.
Началась Великая Отечественная война. Завод работал напряженно, систематически увеличивал выпуск «пешек» — фронтовых пикирующих бомбардировщиков Пе-2. Каждый самолет требовал испытаний в воздухе. И Николай Николаевич, ставший к этому времени одним из ведущих летчиков-испытателей завода, летал столько, сколько требовалось, перекрывая все установленные нормативы. С 1942 года по май 1945 года им было испытано рекордное количество серийных машин. Грозные пикировщики Пе-2 бесперебойно поступали на фронт и были основной ударной силой наших ВВС, активно участвовали во всех наступательных операциях Красной Армии.
После войны Николай Николаевич долгие годы, вплоть до выхода на пенсию в 1963 году, был летчиком-испытателем. Он налетал 5969 часов, почти 4 миллиона километров. В 1947 году ему в качестве второго пилота довелось проводить летные испытания тяжелого четырехмоторного бомбардировщика Ту-4. Командиром корабля и первым пилотом был известный летчик-испытатель Герой Советского Союза Марк Лазаревич Галлай. Позднее, в своей книге «Испытано в небе» М.Л. Галлай написал об Аржанове:
«Вторым летчиком и одновременно ведущим инженером самолета был назначен Николай Николаевич Аржанов — ныне Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР. Он был, что называется, коренным аборигеном местной летно-испытательной станции и много лет поработал на ней в самых различных амплуа: и ведущим инженером, и летчиком-испытателем и одно время даже начальником станции. Кроме всех прочих профессиональных качеств, Николай Николаевич отличался сугубо атлетической комплекцией этакого нордического богатыря—обстоятельство в полетах на тяжелых кораблях отнюдь не лишнее. А главное он был насквозь свой человек на заводе, знал всех и вся, так же, как и все знали его, во всем, что касалось так называемой специфики местных условий, на него можно было смело и полностью положиться. Впрочем, в ходе полетов быстро выяснилось, что не только в этом: оказалось, что и летает уверенно, и новую машину знает глубоко, и в сложных обстоятельствах не теряется, короче говоря, жаловаться на второго пилота и ведущего инженера явно не приходилось».
И действительно, Аржанов отлично владел техникой пилотирования, имел богатый опыт испытания самолетов многих типов и модификаций, безукоризненно знал новую технику. Волевой характер, выдержка и решительность Аржанова, неоднократно спасали жизнь экипажа и дорогостоящую машину. Вполне заслуженно он пользовался большим авторитетом в коллективе, неоднократно избирался членом партийного бюро цеха.
Он летал в эти годы на всех типах самолетов, испытывал пассажирский реактивный лайнер Ту-104Б, дважды принимал участие в воздушных парадах над Красной площадью. Много раз встречался летчик-испытатель Аржанов с генеральным конструктором А.Н. Туполевым и его соратниками А.А. Архангельским, Д.С. Марковым, И.Ф. Незвалем и другими. И они всегда считались с его мнением и замечаниями по конструкции новой машины или ее модификации.
1 мая 1957 года за образцовое выполнение заданий по испытанию авиационной техники и проявленное при этом мужество и героизм Николаю Николаевичу Аржанову было присвоено звание Героя Советского Союза. 23 сентября 1961 года «За многолетнюю творческую и безупречную работу в области испытания и исследования новой авиационной техники» ему было присвоено звание «Заслуженный летчик-испытатель СССР».
В 1964 году Н.Н. Аржанов вышел на пенсию.
Звезда Героя Советского Союза, заслуженная Николаем Аржановым в мирном небе, — яркая путеводная звезда для славного передового отряда нашей авиационной промышленности —- героических летчиков-испытателей.