Чекин Борис Сергеевич родился 5 марта 1922 года в деревне Слобода Волчья ныне Чистопольского района Республики Татарстан. Русский. Окончил 3 курса Чистопольского техникума механизации сельского хозяйства и аэроклуб. В Советской Армии с 1941 года. В 1943 году окончил Ульяновскую военную авиационную школу пилотов. Член КПСС с 1944 года.
В действующей армии с января 1944 года.
К февралю 1945 года заместитель командира эскадрильи 566-го штурмового авиационного полка 277-й штурмовой авиационной дивизии 1-й воздушной армии 3-го Белорусского фронта лейтенант Чекин совершил 154 боевых вылета; на его личном счету 22 танка, 19 артбатарей, 37 огневых точек, более 60 автомашин и много живой силы противника. Звание Героя Советского Союза Борису Сергеевичу присвоено 19 апреля 1945 года.
В 1952 году окончил Военно-воздушную академию. С 1976 года — в запасе. Живет в Ленинграде. Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны I степени и одним орденом Отечественной войны II степени, двумя орденами Красной Звезды, орденами Александра Невского, «За службу Родине в ВС СССР», медалями.
Умер 20 января 2009 года. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.
В городе Чистополь на здании школы №1, в которой учился герой, установлена мемориальная доска.
* * *
Первого мая 1941 года в Чистополе на торжественном митинге выступал курсант городского аэроклуба. От имени своих товарищей он заверил трудящихся города:
— Если придется защищать Родину, то мы с честью постоим за ее интересы!
Это был студент Чистопольского техникума механизации сельского хозяйства Борис Чекин.
По окончании аэроклуба вместе с друзьями по выпуску Борис в июне 1941 года получил назначение в школу пилотов и в 1943 году, завершив учебу, стал летчиком-штурмовиком. На фронт, под Ленинград, молодой летчик попал к началу широкого наступления советских войск в январе 1944 года.
Первые боевые вылеты на своем самолете Ил-2 лейтенант Чекин совершал тогда в районе Ораниенбаума. При неблагоприятной погоде, низкой облачности и малой видимости штурмовики по нескольку раз за день поднимались в воздух.
Войска фронта прорвали немецкую оборону и окончательно освободили Ленинград от вражеской осады. Вместе с наземными частями штурмовой авиационный полк, в котором служил Борис Чекин, преследовал разбитого противника и наносил удары по, скоплению его сил на дорогах и переправах. Бомбами, огнем штурмовики уничтожали отходящих гитлеровцев и прибывающие к ним на помощь резервы.
Однажды в начале апреля Чекин в составе небольшой группы летчиков штурмовал немецкие части, пытавшиеся перейти в контратаку. Хотя район расположения противника и был прикрыт зенитным огнем, Борису удалось сделать четыре захода над целью. Он рассеял до взвода пехоты, поджег танк и уничтожил две зенитки врага.
На другой день штурмовики ударили по переправе на реке Великая. Бомбами и огнем Чекин заставил замолчать зенитную батарею и поджег фашистский танк.
Спокойно, на малой высоте уходили после разгрома переправы советские самолеты к линии фронта. И тут-то на них наскочили шесть фашистских истребителей. Для «илов» эта встреча таила серьезную опасность. По сравнению с истребителями они обладали меньшей маневренностью, и летчикам пришлось показать все свое мастерство. Выручила их взаимная огневая поддержка. Однако без потерь не обошлось. Борис потерял в этом бою своего лучшего друга Анатолия Новикова, с которым вместе учился еще в Чистополе. Трудно пришлось и самому Чекину. Самолет его был сильно поврежден, а воздушный стрелок ранен. Все-таки, маневрируя, он при помощи товарищей отбил атаки и довел самолет до аэродрома.
Вскоре летчики штурмового полка отомстили немецким асам. В этот день под их удар попал аэродром в Тарту, на котором базировалась хваленая истребительная эскадрилья «Герман Геринг». На земле было уничтожено 17 вражеских самолетов, не успевших оторваться от летного поля, а пять машин были сбиты советскими истребителями сопровождения в воздушной схватке.
Еще не раз довелось Чекину вступать в схватку с фашистскими стервятниками.
Как выдающееся событие вошел в историю полка бой четверки «илов» против четырех истребителей «фокке-вульф» на Карельском перешейке.
Встреча эта произошла, когда «илы» штурмовали колонну противника.
Первая атака немцев не удалась: советские самолеты шли на бреющем полете и были защищены от нападения снизу. Неровная местность, возвышенности и овраги помогали летчикам маневрировать и уклоняться от обстрела.
Когда затем один из «фокке-вульфов» приблизился, его встретил огонь всех штурмовиков. Борис по указанию своего стрелка поворачивал машину так, чтобы можно было стрелять прицельно. Фашисты настойчиво шли на сближение, надеясь с короткой дистанции бить наверняка. Однако штурмовики уходили ловким маневром или закрывались огнем. В один момент схватки немецкому летчику удалось подойти вне обстрела к машине Чекина и дать по ней очередь из пушек, но именно в этот миг штурмовик прижался к земле и снаряды пролетели выше. Зато через некоторое время повезло стрелку Чекина: от снаряда в лоб вражеский истребитель загорелся и рухнул на землю.
Потеря одного самолета не остановила немцев. Они предпринимали все, чтобы добиться победы и атаки с обеих сторон одновременно, и стремительное нападение сверху, и залпы в середину строя советских машин с расчетом расколоть его и расстрелять штурмовиков поодиночке. Однако эти усилия оказались тщетными, и, дойдя до линии фронта, фашисты повернули обратно. Выдержка, высокое мастерство, смелость и взаимовыручка советских летчиков победили.
После штурмовок мощных укреплений Карельского перешейка полк в сентябре 1944 года поддерживал войска, освобождавшие Эстонию. Здесь Чекину кроме обычных полетов на подавление живой силы и техники противника часто приходилось выполнять задания по разведке и фотографированию неприятельской обороны у Чудского озера, Нарвы и на морском побережье. Когда вышибленные с материка немецкие части пытались закрепиться на островах, штурмовики помогали десантным отрядам моряков и пехоты овладеть эстонскими островами Дато, Муху, Эзель.
После боев в Эстонии Солнечногорский авиаполк был переброшен на 3-й Белорусский фронт и с января 1945 года принял участие в Восточно-прусской операции.
Здесь, в Восточной Пруссии, всегда являвшейся твердыней немецкой военщины, гитлеровцы оборонялись особенно упорно. Боевое расписание летчиков было напряжено до предела. Ежедневно поднимаясь в воздух по нескольку раз, Чекин во главе групп «илов» поддерживал атаки наземных частей, прорывавших укрепления противника.
Часто штурмовики нападали на танковые колонны немцев. В этих смелых и трудных боях они уничтожили 126 машин.
Во время одного из таких полетов лейтенант Чекин шел в группе трех «илов» к лесу, в котором укрывался сильный отряд вражеских танков и пехоты. К моменту приближения самолетов танки как раз начали выходить из рощи.
— Выбирать цели самостоятельно! — услышал Чекин по радио приказ командира и направил свой самолет к населенному пункту, куда двигались головные танки. Одиннадцать заходов сделали летчики и, имея на своем счету четыре сожженных и столько же поврежденных немецких танков, благополучно вернулись на аэродром. Контратака, к которой готовились немецкие части, была сорвана.
К этому времени Борис Чекин своим бесстрашием и воинским мастерством выдвинулся в полку в число лучших мастеров штурмовых ударов и был назначен заместителем командира эскадрильи.
За год фронтовой жизни молодой летчик получил шесть наград. Он совершил 154 боевых вылета, во время которых лично уничтожил 22 фашистских танка, два броневика и 61 автомашину с войсками и грузом. В борьбе с зенитчиками ему удалось подавить огонь 19 батарей и 37 отдельных артиллерийских точек.
Высоко оценивая заслуги лейтенанта Чекина, командующий воздушной армией поддержал ходатайство о присвоении ему звания Героя Советского Союза.
Боевой путь полка был увенчан штурмом Кенигсберга. До самого падения города-крепости группа за группой шли штурмовики на укрепления врага. Каждая из них совершала не менее пяти атак, и ни один вылет не обходился без того, чтобы штабы наземных войск не благодарили летчиков за их помощь.
Последний вылет совершил лейтенант Чекин 9 мая 1945 года, в радостный День Победы, с необычайным заданием: на этот раз вместо смертоносного груза в бомболюках его самолета лежали листовки с призывом к остаткам сопротивляющихся немецких войск сложить оружие в связи с полной и безоговорочной капитуляцией Германии.