Пятница, 20.06.2025, 09:48:36   Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории каталога
Публикации [27]
Музей [26]
Советлар Союзы Геройлары — Татарстан уллары [165]
Герои Советского Союза - наши земляки [211]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 6531
Посетители
Онлайн всего: 50
Гостей: 50
Пользователей: 0
 Статьи
Главная » Статьи » Герои Советского Союза - наши земляки

Фаткулин Фарит Мухаметзянович
Фаткулин Фарит Мухаметзянович родился 17 марта 1914 года в городе Казани. Татарин. Окончил 7 классов и школу ФЗУ. Работал кондитером на Казанской фабрике «Заря». В Советской Армии с 1932 года. Окончил Сталинградскую военную авиационную школу летчиков в 1934 году. Член КПСС с 1938 года.

Участник советско-финской войны 1939—1940 годов.

Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года.

Командир эскадрильи при управлении 44-й истребительной авиационной дивизии (6-я армия, Юго-Западный фронт) капитан Фаткулин к октябрю 1941 года совершил 42 боевых вылета на штурмовку войск противника. На аэродромах уничтожил 17 вражеских самолетов. Звание Героя Советского Союза Фариту Мухаметзяновичу присвоено 20 ноября 1941 года.

Погиб 27 июля 1942 года в воздушном бою, сбив 3 самолета противника. Награжден орденами Ленина, Красной Звезды.

Именем Героя названа улица в городе Казани.

* * *


Боевая слава капитана Фаткуллина и его эскадрильи родилась в украинском небе в первые месяцы войны.

Фашистские захватчики продвигались на восток на всех фронтах. Дорого обходился им каждый шаг, но, теряя живую силу и технику, они вводили новые резервы и стремились дальше, в глубь советской страны. В сентябре немецкие армии перешагнули Днепр. Бои разгорелись на левобережной Украине.

У противника было временное преимущество в авиации, и прежде всего в количестве самолетов. Поэтому советское командование использовало все возможности своих авиационных частей.

На каждого летчика-истребителя эскадрильи Фаткуллина приходилась предельная нагрузка.

— Что же, будем бить врага не числом, а уменьем, — говорил капитан, напоминая друзьям старое суворовское правило.

По два-три боевых вылета в день совершали летчики в тот напряженный период. Часто приходилось вылетать и ночью. Они прикрывали от вражеской авиации наземные части и вступали в схватку с фашистами в воздухе.

В условиях наступления противника истребителям чаще всего приходилось летать на штурмовку его войск в местах сосредоточения и на дорогах, бить по аэродромам, речным переправам. И фаткуллинцы быстро овладели тактикой неотразимых штурмовых ударов. Эскадрилья стала грозой для пехоты, артиллерии, моточастей противника.

Как-то в первых числах сентября командир дивизии рано утром вызвал капитана Фаткуллина к себе.

— В этот район, — показал; он на карте, — по данным разведки, движется большая колонна немцев. Ваша задача — не допустить ее до переднего края.

— Есть! — коротко ответил Фаткуллин.

Линию фронта перелетели благополучно. На малой высоте самолеты внезапно появились над идущими по проселку машинами с пехотой. Гитлеровцы не успели открыть огонь из своих зенитных установок, как на их головы обрушились бомбы. Загорелось до десятка автомашин, колонна потеряла строй, солдаты разбежались по полю... Еще несколько раз пронеслись самолеты над дорогой, поливая ее пулеметными очередями.

Успешный налет совершила эскадрилья 7 сентября на вражеский аэродром у села Мироновка.

Как и ожидалось, аэродром был сильно защищен зенитной артиллерией. Но по заранее продуманному командиром плану летчики знали, кому подавлять батареи, кому штурмовать летное поле.

Под постепенно слабеющим зенитным огнем истребители совершили три захода над аэродромом, сбрасывая бомбы на стоянки немецких самолетов, постройки, стреляя из пулеметов. Только увидев, что внизу все охвачено пожаром, Фаткуллин повел товарищей домой. Итог налета — десять уничтоженных на земле немецких самолетов.

Вернувшись из этого полета, капитан насчитал до двух десятков пробоин в своем самолете. Часть других машин имела и более серьезные повреждения. Всю ночь работали техники и мотористы, а утром эскадрилья вновь в полном составе вырулила на старт.

В этот день летчики поднимались в воздух несколько раз. К вечеру Фаткуллин получил приказ уничтожить ночью мост, имевший для наступавших гитлеровцев очень важное значение.

На выполнение задания во главе с командиром пошла четверка самолетов. Несмотря на темноту сентябрьской ночи, капитан точно вывел отряд к переправе. Осветив местность ракетами, истребители прямым попаданием бомб разбили большую часть моста, а затем обрушились на скопившиеся у реки войска.

В середине сентября разные по численности отряды самолетов пытались нанести удар по немецкому аэродрому у станции Верховцы, но не смогли пробиться к цели. После ряда неудачных попыток заданий было поручено Фаткуллину.

Сначала капитан вел свою группу прямо в направлении станции. Немцы всполошились, приготовились к защите и открыли огонь, но эскадрилья, не дойдя до станции, круто развернулась и устремилась к аэродрому. Расчет оправдался. Появившись из низких облаков, истребители бомбили стоявшие на земле немецкие самолеты, прошивали их пулеметными очередями, а затем ныряли в облака, чтобы через минуту снова пронестись над летным полем.

Семь вражеских машин горело на своих стоянках, когда эскадрилья легла на обратный курс. Не успели победители удалиться от аэродрома, как их атаковали два вражеских истребителя. Зная об истощении запаса горючего и боеприпасов у своих товарищей, командир приказал летчикам продолжить путь и один вступил в бой с фашистскими истребителями. Увертываясь искусно от огня «мессеров», он смело нападал, стрелял, используя последние патроны. Так, завладев инициативой боя, храбрец заставил гитлеровских пиратов скрыться в облаках.

За успешное выполнение задачи командование выразило летчикам благодарность. Победа над врагом и похвала радовали всех, но обстановка на фронте тревожила: захватчики приближались к Москве, окружили Ленинград, на Украине угрожали Харькову...

За короткий срок эскадрилья Фаткуллина стала подразделением, на которое возлагались самые сложные задания. Сам командир был душой этого крепкого, спаянного боевой дружбой коллектива.

В ходе боев появились новые тактические приемы, а кое-что из старого как непригодное отметалось. Внимательно присматриваясь к тому, что рождалось жизнью, капитан старался осмыслить его и применить в своем подразделении. В выпадавшие свободные часы он анализировал проведенные операции, подолгу сидел и чертил схемы разных маневров.

В конце ноября в эскадрилью пришла большая радость. В тот день командир дивизии перед строем всего личного состава торжественно объявил:

— За мужество и отвагу, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, трем летчикам эскадрильи присвоено звание Героя Советского Союза.

Назвав среди награжденных Фаткуллина, полковник особо отметил его заслуги. Вместе с Фаридом высшей награды удостоился и его лучший друг — комиссар эскадрильи старший политрук Борис Васильев.

В день, когда был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении группы летчиков, газета «Правда» писала: «Эти герои сплачивают отряды защитников Родины в единый монолитный коллектив, воодушевляют их духом неукротимой борьбы с иноземными поработителями, прививают им драгоценные качества бесстрашного война, ведут за собой сотни и тысячи других бойцов».

Вскоре, в начале декабря, эскадрилья была преобразована в полк, командиром которого стал Фаткуллин, получивший звание майора.

Намного прибавилось забот и ответственности у офицера, но надежными помощниками его были старые боевые товарищи, ставшие ядром новой части. Времени на формирование было дано немного, и создавался полк в боях.

С первых дней новички узнавали от ветеранов биографию и подвиги героя-командира. Представитель того поколения советских летчиков, что пришло в военную авиацию по призыву комсомола, Фаткуллин поступил в летную школу в 1932 году с путевкой Казанского горкома ВЛКСМ. Комсомолу Фарид обязан многим в своей судьбе, комсомольская организация приучила парня к коллективу, помогла определить жизненный путь.

В военной школе и после ее окончания товарищи Фарида видели его постоянное стремление учиться, совершенствовать мастерство пилотажа, любили его за веселый характер, верность в дружбе. «Летное дело знает и много работает над повышением своей специальности, летает днем и ночью. По характеру жизнерадостный, общительный товарищ», — отзывались о Фаткуллине командиры частей, в которых ему пришлось служить до войны. В 1938 году пилот был принят в партию.

Храбрость в схватке с врагом, воинское искусство Фаткуллин показал еще задолго до битв с немецко-фашистскими захватчиками. Ранее он уже сражался против японских агрессоров. За бои в Финляндии был награжден орденом Красной Звезды.

Зная об этих и многих других подвигах Фаткуллина, прибывающие на пополнение нового полка летчики считали за честь пойти в полет вместе с командиром, Сам майор, стремясь скорее узнать и испытать новичков в бою, тоже не упускал возможности подняться в воздух. В одном таком вылете он был ранен в ногу.

В госпитале майор мечтал скорее вернуться в строй. Об этом говорили его письма родным. «Очень скучаю по вас, мои дорогие! — писал он жене и дочери. — Теперь я выздоравливаю и при помощи палки топаю вокруг дома самостоятельно. Скоро вернусь в свой боевой коллектив и надеюсь — вновь начну громить ненавистного врага». А в письме к матери он говорил: «Надо во что бы то ни стало смести с лица земли банды проклятого Гитлера».

В апреле сорок второго года все радостно встретили вернувшегося в полк командира. И снова месяц за месяцем потянулись бои. Захватчики наступали, прорываясь к Волге, Кавказу. В этих боях выросли новые Герои Советского Союза — теперь в полку их было восемь.

Защищая в воздухе пути к Волге, истребители встречались с превосходящим числом немецких самолетов. Фаткуллину приходилось сражаться одному против нескольких вражеских машин. Так он сбил два самолета, но в одной из жестоких схваток, 27 июля, полк лишился своего командира.

Л. Ханин


Категория: Герои Советского Союза - наши земляки | Добавил: ilbyak-school (28.03.2025)
Просмотров: 19 | Рейтинг: 5.0/1 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наверх
Форма входа
Поиск
Ссылки
Статистика
Copyright © 2006—2025 МСОШ с. Ильбяково.
При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на ilbyak-school.ucoz.ru обязательна.
Сайт управляется системой uCoz