Четверг, 19.06.2025, 18:01:55   Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории каталога
Публикации [27]
Музей [26]
Советлар Союзы Геройлары — Татарстан уллары [165]
Герои Советского Союза - наши земляки [211]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 6531
Посетители
Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
 Статьи
Главная » Статьи » Герои Советского Союза - наши земляки

Фильченков Сергей Яковлевич
Фильченков Сергей Яковлевич родился 18 марта 1915 года в деревне Большие Воробьи ныне Оленинского района Тверской области. Русский. Окончил, сельскую школу. Работал на хлебозаводе, учился в аэроклубе в городе Ржеве. В Советской Армии с 1938 года. В 1938 году окончил школу младших авиационных специалистов, а в 1940 году — Военную авиационную школу стрелков-бомбардиров.

Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Член КПСС с 1942 года.

Штурман экипажа 128-го бомбардировочного авиационного полка (241-я бомбардировочная авиационная дивизия, 3-й бомбардировочный авиационный корпус, 16-я воздушная армия, 1-й Белорусский фронт) младший лейтенант Фильченков к июлю 1944 года совершил 212 боевых вылетов на разведку и бомбардировку противника. В воздушных боях сбил лично 1 и в группе 4 самолета врага. Звание Героя Советского Союза Сергею Яковлевичу присвоено 26 октября 1944 года.

После войны лейтенант Фильченков — в запасе. Жил и работал в Казани. Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны I степени, Красной Звезды и медалями.

Умер 30 ноября 1965 года.

Похоронен на Арском кладбище Казани.

* * *


Кто из молодых людей нашей страны не мечтал в ту пору о покорении «пятого океана»? По призыву партии, по зову сердца тысячи рабочих, крестьян, служащих занимались в аэроклубах, подавали заявления в летные училища.

Сергею Фильченкову повезло: его призвали в Красную Армию, род войск — ВВС. Шел 1937 год.

Сначала молодой боец осваивал технику, вооружение, радиоаппаратуру, навигационные приборы, двигатели на земле. А ему не терпелось в небо, и он с тоской поглядывал на плывущие над головой облака. Но расслабиться себе не позволял. Работал. Упорно, даже ожесточенно постигал премудрости летательных аппаратов. И вскоре оказалось, что он досконально знает оборудование нескольких систем самолетов.

В 1938 году мечта, наконец, сбылась: начались тренировочные полеты. Сначала У-2, потом ТБ-3. Был у нас на вооружении такой тяжелый бомбардировщик. Хорошая теоретическая и практическая подготовка, полученная на земле, позволила Сергею Фильченкову быстро освоиться и в небе. Он стал стрелком-радистом боевого экипажа.

Фашистские орды вторглись к нам на рассвете 22 июня. И тогда же стрелок-радист Сергей Фильченков принял со своими товарищами первый бой.

Но уже 16 июля его откомандировывают в запасной полк для переучивания: советская авиация получила новый тип бомбардировщика — «Петляков-2». Он пришелся по душе нашим авиаторам, и они любовно нарекли его «Пешкой».

Именно в ту суровую пору Сергей познакомился со столицей Татарии Казанью. Наверное, тогда он еще не знал, что военная судьба приведет его сюда еще не раз, что после войны он свяжет с этим городом всю свою жизнь, до самого ее конца.

27 ноября в составе экипажа Пе-2 Сергей Фильченков вылетает из Казани на Калининский фронт. А 29 декабря он уже участвует в разведывательном полете над Ржевом. В этом районе было замечено скопление большого количества фашистских войск. В последующие два дня группы бомбардировщиков нанесли по ним мощный удар. Запылали гитлеровские танки, автомашины, цистерны с горючим. Стрелок-радист Фильченков проявил в этой операции хладнокровие и мужество.

День 9 января 1942 года в его биографии отмечен особо. Группа советских бомбардировщиков выполнила задание и уже возвращалась на базу, когда на нее напали «мессершмитты». Завязался воздушный бой. Фашисты пытались нарушить строй наших самолетов, но это им не удалось. Пилоты умело вели машины, а стрелки отгоняли вражеские машины пулеметным огнем. Когда одному из фашистов удалось прорваться к идущим в паре бомбардировщикам, на одном из которых летел Сергей Фильченков, по гитлеровскому стервятнику ударили сразу из обеих «пешек». Объятый пламенем «мессершмитт» рухнул на землю. А товарищи поздравили сержанта Фильченкова с открытием счета сбитых самолетов противника.

Январь 1942 года выдался необыкновенно трудным. Вылеты почти каждый день — или на воздушную разведку, или на бомбежку. И каждый требовал максимальной мобилизации всех душевных, физических сил, приложения знаний и опыта. Военные объекты, колонны войск фашисты с воздуха прикрывали истребителями, большим количеством зениток на земле. Пройти этот смертельный ливень огня было делом нелегким. Но советские пилоты делали это мастерски. А стрелки-радисты являлись их верными помощниками.

11 января Пе-2 бомбили скопление войск противника в районе населенного пункта Холмици. Несмотря на плотный огонь зенитных орудий, «Петляковы» пикировали на цель и метко поражали ее. Внизу бушевали пожары, слышались взрывы. В разгар операции из-за туч вынырнула новая группа фашистских истребителей. Их встретил дружный огонь пулеметов.

— «Мессер» сзади, справа, — доложил Сергей Фильченков командиру. И услышал четкий ответ:

— Иду на второй заход, не давай ему подсечь нас.

«Мессер» будто ждал, когда Пе-2 войдет в пике, он кинулся на, казалось, легкую добычу. Все решали секунды. Фашист де успел пустить в ход оружие, сержант Фильченков упредил его. Длинная точная очередь поразила пилота, пробила бензобак «мессера», и он будто провалился в «преисподнюю».

Задание командования было выполнено, а на счет Сергея Фильченкова записали еще одного сбитого стервятника.

Через два дня в том же районе, отбивая атаку гитлеровских истребителей, Фильченков и стрелок-радист ведущего бомбардировщика уничтожили фашистский самолет. А 29 января сожгли еще один.

Двадцать шесть боевых вылетов, двадцать девять часов в воздухе, один сбитый самолет противника самостоятельно и три в паре — таков итог января 1942 года стрелка-радиста Сергея Яковлевича Фильченкова.

Очень трудным оказался полет 22 февраля. На бомбежку войск противника отправился только один Пе-2. По-видимому, враг не ждал такой дерзости, пикирование и бомбежка прошли удачно. А уж потом... К нашей «пешке» бросились сразу пять «мессершмиттов». Пилот мастерски маневрировал, стрелок-радист и штурман пулеметным огнем сдерживали наседающих стервятников.

Когда командир посадил машину на свой аэродром, техники насчитали 32 пробоины, пробиты трубки бензобаков, перебита тяга элерона.

Случалось и хуже. Трижды в том году Сергею Фильченкову и его товарищам приходилось покидать горящую машину. Правда, каждый раз парашюты приносили их в расположение советских войск.

Высокое мастерство, отличное знание техники, дисциплинированность, хладнокровие Сергея Фильченкова не остались незамеченными. Ему присваивается офицерское звание и вручается боевой приказ: овладеть штурманской специальностью. Он выполнил его без отрыва от полетов в качестве стрелка-радиста и уже в сентябре стал штурманом экипажа.

В конце второго года войны Президиум Верховного Совета СССР наградил Сергея Фильченкова орденом Красной Звезды.

За участие в сражении на Курской дуге Сергей Фильченков был отмечен орденом Красного Знамени.

Большую часть своих боевых вылетов Сергей Фильченков совершил в экипаже Героя Советского Союза капитана Мусинского. Вместе с ним он в щепы разнес переправу гитлеровцев на Десне, превратил в металлолом артиллерийскую батарею врага у поселка Прогресс, на несколько часов сковал движение поездов через станцию Гомель... Да всего и не перечислишь. Даже коротенькие отчеты мелким почерком о боевых операциях Сергея Фильченкова в его летной книжке занимают почти 60 страниц.

В начале 1944 года лучшие пилоты и штурманы дивизии, в которой служил Фильченков, стали на несколько часов пассажирами транспортных самолетов. Но это была не увеселительная прогулка, авиаторы получали новые боевые машины.

Командование особо отмечало, что все бомбовые удары своего самолета штурман Фильченков сопровождает фотографированием. Много раз результаты аэрофотосъемки являлись, так сказать, неоспоримым доказательством успеха бомбардирования. Сергея Фильченкова нередко отправляли в разведывательные полеты. Его «кинофильмы» были ценнейшим материалом для планирования боевых операций.

К лету 1944 года на груди отважного штурмана появился еще один боевой орден — Отечественной войны I степени.

Последние дни июня даже для такого бывалого воина, каким был офицер Фильченков, оказались очень трудными. 24 июня его экипаж уничтожил артиллерийские позиции врага. В тот же день они «проутюжили» автомагистраль вместе с боевой техникой фашистов. На следующий день экипаж участвовал в трех боевых вылетах. Бомбардировали сильный узел сопротивления. 26-го бомбил фашистов, засевших у села Титовка. 27-го в составе восьмерки Пе-2 бомбардировал с пикирования немецкие войска, окруженные в Бобруйске. После возвращения и проявления пленки выяснилось, что «Петляков» Фильченкова уничтожил десятки гитлеровцев и взорвал склад с боеприпасами. Результаты бомбового удара оказались настолько эффективными, что Главный маршал авиации Новиков объявил экипажу благодарность. 28-го июня два вылета общей продолжительностью 3 часа 10 минут. Бомбили мосты и переправы гитлеровцев через Березину. Враг снова и снова восстанавливал разбитые переправы. Пришлось летчикам еще дважды наносить по ним удары с воздуха, пока наземные части не выбили врага с восточного берега.

Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении младшему лейтенанту Сергею Фильченкову звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина стал закономерным итогом его воинской доблести и мастерства. Почти до самого конца войны штурман Фильченков находился в боевом строю, громя с воздуха вражеские позиции в Белоруссии, Польше, Германии, в самом Берлине.

Последним оказался 259-й вылет 16 апреля 1945 года.

В летной книжке это тоже последние девять убористых строчек его боевых дел. Здесь очень сухо, но точно отмечено главное: что бомбили окраину Берлина, что были встречены сильным огнем зенитной артиллерии, что все же сделали два захода пикирования на цели, взорвали склад с боеприпасами, что все это зафиксировано на фотопланшете № 19, отснятом штурманом Фильченковым. И еще о том, что горящий Пе-2 приземлился прямо на переднем крае, а штурман был ранен в обе ноги.

Да, полет был знаменитый. Его участники, свидетели, командиры и журналисты рассказывали о нем в книгах, журналах, газетах.

Вспомним. Первый день Берлинской операции. Советские войска изготовились к штурму немецко-фашистского логова. Бомбардировщикам приказали подавить артиллерию противника.

Машина лейтенанта Константина Царева шла в строю девятки, ведомой командиром эскадрильи старшим лейтенантом Ю. Хильковым. Первый заход. Артиллерийские позиции фашистов тонут в бомбовых разрывах. Уже перед вторым пикированием штурман Герой Советского Союза Сергей Фильченков доложил:

— Сзади, слева, сверху — вражеские истребители.

Штурман уже отстреливается от наседающих «фокке-вульфов». Тут же заработал пулемет стрелка-радиста. Им удалось отогнать фашистов. Но один из снарядов все-таки поразил центроплан Пе-2. Пилот решил остаться в строю и повел машину в пике. С земли неистово били зенитки. Самолет тряхнуло, с приборной доски посыпались стекла: зенитный снаряд пробил обшивку, перебил рули глубины.

Сергея Фильченкова тяжело ранило в обе ноги. Началась борьба за каждый метр высоты. Пилоту удалось-таки выровнять машину, подняться на 1000 метров. Помог свой же бомбовый удар. Взрыв на земле был таким мощным, что Пе-2 подбросило вверх. Вспыхнула обшивка центрального бензобака, «зачихал» левый мотор. Два советских Пе-2 вплотную подошли к подбитой машине, но Царев попросил их отойти, он не без основания опасался взрыва горючего.

Внизу все еще вражеская территория и Царев продолжал полет. С таким трудом завоеванная, высота падала. 800... 700... 500... метров. Огонь проник внутрь машины, обжигал лица. Забарахлил и правый мотор. 300... 200 метров. «Пора» — решил пилот и направил огненную «пешку» на небольшую площадку. Тут объявилась еще одна беда: заклинило посадочные щитки. Требовалось высочайшее мастерство, чтобы посадить самолет в таких условиях. И Константин Царев сделал это. А тут новая неприятность: оказывается, они на «ничейной» земле. Алексей Кривоченков и Константин Царев вытащили из кабины потерявшего сознание Сергея Фильченкова и поползли в сторону от самолета. До взрыва бензобаков они успели отползти на безопасное расстояние. А через несколько минут мимо обессиленных летчиков прошла в стремительном порыве атаки советская пехота...

Спустя три недели прозвучал сигнал отбоя — Победа! Эту радость делил вместе со всеми и Сергей Фильченков. Но война для него продолжалась еще долгие месяцы — в госпиталях. Он выиграл и это сражение...

Б. Земляной


Категория: Герои Советского Союза - наши земляки | Добавил: ilbyak-school (29.03.2025)
Просмотров: 14 | Рейтинг: 5.0/1 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наверх
Форма входа
Поиск
Ссылки
Статистика
Copyright © 2006—2025 МСОШ с. Ильбяково.
При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на ilbyak-school.ucoz.ru обязательна.
Сайт управляется системой uCoz