Яницкий Василий Иванович родился 28 февраля 1916 года в селе Старый Куак ныне Лениногорского района Республики Татарстан в семье крестьянина. Русский. Окончил 7 классов. Работал в колхозе. Окончил 2 курса пушно-мехового техникума в Казани. В 1939 году окончил Тамбовское летное училище ГВФ. Работал пилотом в Восточно-Сибирском управлении ГВФ. В Советской Армии с 1940 года. Окончил курсы высшей летной подготовки, стал военным летчиком 227-го авиационного полка Киевского военного округа.
На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941 года.
Заместитель командира эскадрильи 52-го бомбардировочного авиационного полка (270-я бомбардировочная авиационная дивизия, 8-я воздушная армия, Юго-Западный фронт) старший лейтенант Яницкий участвовал в бомбардировке войск противника, его аэродромов в районах Белой Церкви, Ростова-на-Дону, Харькова, Воронежа. 20 июня 1942 года Яницкий был тяжело ранен, но сумел посадить самолет на свой аэродром. За проявленные героизм, волю к победе, верность воинскому долгу старшему лейтенанту Яницкому 12 августа 1942 года было присвоено звание Героя Советского Союза. Член КПСС с 1943 года.
В 1946 году Яницкий окончил Военно-воздушную академию. С 1970 года полковник Яницкий — в отставке. Жил в Борисоглебске Воронежской области. Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, медалями. Являлся почетным гражданином Борисоглебска.
Умер в 1993 году.
* * *
В облачных высях украинского неба весной и летом сорок второго года шли такие же ожесточенные бои, как и на изрытой траншеями и воронками земле. Гитлеровское командование, поддерживая наступление своих наземных войск, сосредоточило в районе Харькова крупные авиационные части, однако и советские армии имели сильное прикрытие с воздуха.
Тяжелая нагрузка ложилась тогда на Василия Яницкого и его товарищей — летчиков бомбардировочного полка. Они наносили бомбовые удары по немецким танковым и механизированным частям, по аэродромам, железнодорожным станциям и переправам.
Заместитель командира эскадрильи старший лейтенант Яницкий днем и ночью поднимал в воздух свои машины и вел их на врага, прорываясь к цели сквозь зенитный огонь и бои с вражескими истребителями. Часто, чтобы срочно сорвать атаку или прорыв фашистов, приходилось вылетать не один раз в сутки. Эскадрилья бомбила аэродромы Харькова, уничтожала немецкие танковые колонны на дорогах у Волчанска, Изюма. Захватчики продвигались к Воронежу, но бомбардировщики настигали их у Нового Оскола, Россоши, Богучара.
Нанося чувствительный урон врагу, полк только в июне уничтожил 19 немецких самолетов, 61 танк и более полутора сот автомашин с грузами и пехотой.
Мужество и находчивость помогали летчикам выходить победителями в самых трудных случаях.
Однажды бомбардировщикам из-за мощного зенитного огня не удалось прорваться к аэродрому и к немецким войскам у хутора Веселого. Тогда в новом вылете они зашли к этому району со стороны солнца, с тыла расположения противника. Посты наблюдения противовоздушной обороны врага не только поздно заметили самолеты, но оказались так дезориентированы, что даже выложили на поле опознавательный знак — красный квадрат со свастикой. Бомбы легли на аэродром, а немецкие батареи открыли огонь лишь вслед уходящим самолетам...
Даже самых опытных лётчиков полка поражал Яницкий своей выдержкой и бесстрашием. Почти во всех вылетах сопутствовала ему удача. Как бы ни неистовствовали вражеские зенитные батареи, старший лейтенант смело входил в зону огня. Разрывы снарядов вспыхивали облачками, осколки дырявили машину, но через секунду-другую открывались бомболюки — и клубы дыма окутывали землю.
Так было и тогда, когда Яницкий совершил героический подвиг, отмеченный высокой правительственной наградой.
Воздушная разведка в тот день обнаружила скопление готовящихся к наступлению немецких войск, и по приказу командира полка Яницкий во главе отряда вылетел на подавление противника.
Как всегда, внизу, под крыльями тяжело нагруженных бомбами самолетов, быстро проплывала истерзанная войной земля. А вот и линия фронта. Заговорили немецкие зенитные пушки и пулеметы. «Пробьемся ли?» — с тревогой думали летчики, но, видя, как уверенно идет машина командира, следовали за ней.
При приближении к цели огонь по самолетам намного усилился. Дымки разрывов, казалось, закрывали все небо, воздушные волны ежеминутно били по машинам и кидали их в стороны.
Один снаряд, другой, третий рвались рядом с самолетом командира. Осколки ударили по кабине. Острая боль обожгла руку и тело. Кровь побежала по штурвалу. Но, сдерживая боль, Василий не бросил управления и одной рукой вел машину.
— Вы ранены, товарищ командир? Взять управление? — обратился к Яницкому штурман.
— Выдержу, готовьтесь к бомбометанию!
В самую гущу расположения фашистов полетели бомбы всех самолетов. Внизу взметнулся огонь и вместе с ним обломки машин, части разбитых орудий. Фашисты беспорядочно заметались, ища спасения от летящей смерти.
Отбомбившись, самолеты ложились на обратный курс. Вдруг машину командира вновь тряхнуло. Был поврежден один мотор, и самолет начал терять скорость.
Казалось, близка гибель. Истекая кровью, Яницкий держал одной рукой штурвал, из последних сил боролся за жизнь машины и экипажа. Воля и верность воинскому долгу сделали невозможное: тяжело раненный летчик посадил самолет на свой аэродром.
Долго лежал старший лейтенант в госпитале. Там в начале августа услышал он по радио Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении ему звания Героя Советского Союза. Но летчика мучила одна мысль: оставят ли врачи в авиации? Ведь в ней была вся его жизнь. Опасения Василия оказались излишними. Врачи разрешили герою служить в авиации, а командование направило его в Военно-воздушную академию.