Халиулин Мисбах Халиуллинович родился 12 марта 1916 года в селе Сугушла ныне Лениногорского района Республики Татарстан. Татарин. Окончил Мензелинский сельскохозяйственный техникум, аэроклуб. Работал зоотехником в колхозе и райземотделе, летчиком-инструктором. В Советской Армии с 1936 года. Окончил Энгельсскую военную авиационную школу пилотов в 1940 году, Высшую школу штурманов ВВС —в 1941 году.
На фронтах Великой Отечественной войны с мая 1943 года.
Командир эскадрильи 783-го штурмового авиационного полка (199-я штурмовая авиационная дивизия, 4-й штурмовой авиационный корпус, 4-я воздушная армия, 2-й Белорусский фронт) капитан Халиулин к апрелю 1945 года совершил 88 боевых вылетов на штурмовку укреплений и войск противника; в 16 воздушных боях сбил 3 вражеских самолета. Звание Героя Советского Союза Мисбаху Халиуллиновичу присвоено 18 августа 1945 года.
Член КПСС с 1946 года. В 1951 году окончил Высшие офицерские летно-тактические курсы. С 1958 года подполковник Халиулин — в запасе. Жил в Казани. Награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, медалями.
Умер 18 апреля 1983 года. Похоронен на Арском кладбище в Казани.
На аллее Героев в Бугульме установлен бюст Героя.
* * *
В авиационном соединении генерал-лейтенанта Байдукова о капитане Халиудлине говорили как о летчике-штурмовике, в совершенстве постигшем летное мастерство, как о хорошем командире и воспитателе молодежи. В его боевой характеристике указывалось: «Командир эскадрильи тов. Халиуллин умеет отлично организовать боевую работу, является лучшим ведущим групп в 6—12 самолетов».
Эти качества прекрасного летчика и учителя молодых пилотов целых два года не давали Халиуллину возможности попасть на фронт — находился он в тылу, готовя пополнение. На каждую его просьбу направить в боевую действующую часть от начальства неизменно следовал ответ:
— Фронту нужен не один, хотя бы и очень опытный летчик, а десятки и сотни, которых мы должны обучить и подготовить.
Добившись своей цели только летом 1943 года, Мисбах Халиуллович оказался на фронте незадолго перед началом немецкого наступления на Курской дуге. Когда в первые дни сражения гитлеровским танковым полчищам удалось потеснить советские войска, полки штурмовой авиации пришли на подмогу пехоте и артиллеристам. По нескольку раз в день поднимались штурмовики с аэродрома и многократно атаковали колонны немецких танков на дорогах и на поле боя.
Гитлеровцы были отбиты, и авиация поддерживала наступление наших армий. В один из этих дней Халиуллин получил приказ найти и уничтожить в районе Мценска штаб танковой группировки противника.
Тщательно обшарила с воздуха четверка «илов» указанный район и, наконец, разыскала фашистский штаб. Маневрируя под огнем зениток, командир повел товарищей в атаку. Взрыв, другой, третий... Снижаясь до бреющего полета, штурмовики расстреливали гитлеровцев и машины из пушек и пулеметов. Стрелял сам командир, стрелял стрелок-радист старшина Сырецкий. Кругом все горело — задача была выполнена, но Халиуллину этого показалось мало. «Уничтожим линию связи», — решил он и пролетел чуть выше телефонных проводов, срывая их выпущенными шасси машины. Сделал один заход и повернул обратно. Его примеру последовали все летчики.
На обратном пути к линии фронта штурмовиков настигла четверка «мессершмиттов». «Илы» летали в немецкий тыл без прикрытия своих истребителей и теперь очутились в опасном положении, уступая врагу в скорости, маневре. С высоты фашисты пикировали на идущие низко-низко советские самолеты.
Немецкие летчики боялись врезаться в землю и «промазали». Тут-то на выходе из пике головной истребитель оказался на прицеле пушек Халиуллина и уже не увернулся от снарядов. Потеряв командира, фашисты прекратили преследование.
В те же дни Халиуллин с шестью Ил-2 штурмовал у Карачева позиции артиллерии противника, сильно мешавшей продвижению нашей пехоты. Немцы встретили самолеты огнем из всех видов оружия: от зенитных орудий до противотанковых ружей. Однако штурмовики четыре раза заходили на вражеские батареи и добились своего — заставили их замолкнуть. Командир в первой же атаке лично подавил зенитную батарею, а потом уничтожил еще два орудия вместе с их прислугой.
Прошел год, и в боях за Белоруссию эскадрилья капитана Халиуллина совершила новые подвиги. В период летнего наступления сорок четвертого года ей поручались самые сложные и ответственные задания.
Прикрываясь облачностью, четверка штурмовых самолетов Ил-2 под командой командира эскадрильи капитана Халиуллина внезапно появилась над городом Слоним. На станции стояли эшелоны врага. С высоты 120—150 метров ведущий Мисбах Халиуллин, а за ним младшие лейтенанты Николай Жуканов, Михаил Огарев, Вячеслав Медноногов открыли огонь из автопушек и пулеметов. Сразу же окутался дымом и паром паровоз, загорелись вагоны.
На втором заходе по сигналу командира эскадрильи были сброшены бомбы. Уничтожен был еще один паровоз, высокое пламя поднялось над эшелонами врага. От внезапного удара, наконец, противник пришел в себя. «Заговорили» немецкие зенитки. Огненные трассы все гуще плели свою смертельную паутину вокруг краснозвездных крылатых машин.
Капитан Халиуллин по радио приказал Огареву и Медноногову продолжать атаку, а сам с Жукановым начал «утюжить» зенитную батарею фашистов. Скоро зенитки замолчали. От эшелонов осталась груда металла.
Юго-западнее города Волковыск у разрушенного моста через реку Рось скопилась масса гитлеровских машин, орудий, повозок. Разгром «пробки» противника был поручен эскадрилье Мисбаха Халиуллина. Летчики пошли на хитрость. Сначала «илы» пересекли линию фронта будто бы в другой район, а затем, энергично сделав разворот, неожиданно вышли на переправу. С первого же захода халиулловцы точно сбросили бомбы. Фашисты, побросав, машины, в панике бежали. Только на четвертом заходе зенитки врага открыли огонь по советским летчикам, но было поздно. Капитан дал сигнал сбора и возвращения в полк.
14 июля 1944 года Москва салютовала двенадцатью артиллерийскими залпами из 124 орудий в честь освободителей городов Белоруссии Слонима и Волковыска.
199-й штурмовой авиационной дивизии было присвоено почетное наименование — «Слонимская».
При форсировании Днепра и прорыве обороны противника у Рогачева одна танковая бригада ушла далеко вперед и попала в окружение. Оказать помощь танкистам было приказано летчикам-штурмовикам.
— Кому думаете поручить это дело? — спросили командира полка из штаба соединения.
— Группу поведет капитан Халиуллин! — сразу ответил тот.
Девять штурмовиков и четыре истребителя тотчас поднялись в воздух. Найти окруженную в лесах бригаду удалось не так скоро, а когда район ее расположения установили, на фашистские танки и пехоту полетели бомбы, реактивные снаряды, обрушился пушечно-пулеметный огонь.
По тревожным сигналам немецких наземных частей над полем боя появились «мессершмитты».
— В круг! — подал команду Халиуллин.
Через несколько секунд штурмовики, выполняя приказ, сомкнулись и отгоняли фашистские самолеты всем своим бортовым оружием. Достичь победы немцы могли, только разорвав круг, и они упорно стремились этого добиться, но наталкивались на огонь «илов» и потеряли две машины: одного гитлеровца сбил Халиуллин, другого — лейтенант Смирнов.
Полчаса, насколько позволял резерв боеприпасов и горючего, держались самолеты в районе окруженной бригады. Вспоминая этот тяжелый бой, Мисбах Халиуллович рассказывал: «Горючего оставались капли и, хотя вся группа вернулась на аэродром, некоторые машины не могли уже сами дорулить до своей стоянки и их пришлось буксировать трактором...»
Танковая бригада в тот день вырвалась из окружения. Соединившись со своими частями, танкисты от всей души благодарили летчиков.
Командование полка направляло многих новичков к Халиуллину, считая, что лучше его никто не научит молодежь бить врага, ориентироваться при любой обстановке и погоде, умело маскироваться складками местности и внезапно подходить к целям по узким оврагам, скрываясь за щитом лесов. Из каждого полета командир старался извлечь полезный урок и после выполнения задания подводил вместе с подчиненными боевые итоги. Заметив ошибки молодого пилота, капитан не просто указывал ему на них, а в тот же день поднимался с ним в воздух и тренировал в учебном бою.
Приятно было Халиуллину сознавать, что его питомцы воюют храбро и умело. Недаром потом звание Героя Советского Союза заслужили пять летчиков эскадрильи во главе с командиром.
В начале 1945 года эскадрильи полка участвовали в прорыве сильно укрепленной обороны и разгроме противника в Восточной Пруссии. Здесь полку за отличие в боях было присвоено имя Танненбергского.
Погода в Пруссии не благоприятствовала авиации. Ясные дни были редки, а чаще с неба сыпал мелкий дождь или обильно валил мокрый снег. И тем не менее штурмовики не засиживались на аэродроме. В этих боях капитан Халиуллин показал высший класс пилотирования и вождения групп в сложной метеорологической обстановке.
При исключительно трудных условиях во главе четверки «илов» Халиуллин пробился к городу Эльбинг и нанес удар по немецким частям, пытавшимся спастись из окружения. Густые, темные облака на всем пути к цели прижимали самолеты к земле, снег залеплял стекла кабин. Однако командир точно вывел товарищей к месту скопления фашистов.
Пикируя с малой высоты, самолеты сбросили бомбы, затем расстреливали пруссаков из пушек и пулеметов. Атаки с воздуха повторялись несколько раз, пока не иссякли боеприпасы. Через полчаса гитлеровцам уже было не до контратак. Все заснеженное поле почернело от взрывов.
За разгром вражеской группировки командир корпуса в своем приказе поставил капитана Халиуллина в пример всему летному составу соединения.
«Особенно тов. Халиуллин и его эскадрилья отличились при окружении и уничтожении Гдыньско-Данцигской группировки противника, — говорилось в наградном листе героя. — Только за период с 18 марта по 5 апреля 1945 года, совершая в день по 3—4 вылета на самолет, эскадрилья провела 276 успешных боевых вылетов. Лично тов. Халиуллин совершил 18 вылетов... В заключение указывалось: «За умелую организацию боевой работы эскадрильи, за личное мужество и отвагу в бою, отличное вождение групп капитан Халиуллин достоин высшей правительственной награды.