Понедельник, 23.06.2025, 23:33:07   Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории каталога
Публикации [27]
Музей [26]
Советлар Союзы Геройлары — Татарстан уллары [165]
Герои Советского Союза - наши земляки [211]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 6531
Посетители
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Статьи
Главная » Статьи » Герои Советского Союза - наши земляки

Мосолов Георгий Константинович
Мосолов Георгий Константинович родился 3 мая 1926 года в городе Уфе в семье служащего. Русский. Окончил 10 классов и аэроклуб в городе Казани. В Советской Армии с 1944 года. В 1948 году окончил Чугуевское военноавиационное училище, в 1949 году—Высшую офицерскую авиационную инструкторскую школу ВВС, в 1951 году — школу летчиков-испытателей, в 1959 году — Московский авиационный институт. Член КПСС с 1953 года. Летчик-испытатель 1-го класса.

За успешное испытание новой авиационной техники и проявленные при этом мужество и героизм подполковнику Мосолову 5 октября 1960 года присвоено звание Героя Советского Союза.

С 1966 года полковник Мосолов жил в Москве. Работал заведующим кафедрой военно-патриотического воспитания в Высшей комсомольской школе при ЦК ВЛКСМ (1969-1975), директором Государственного республиканского русского народного ансамбля «Россия» (апрель-декабрь 1978), помощником представителя Аэрофлота в Хельсинки (1979-1983). Награжден двумя орденами Ленина, орденом Красной Звезды, медалями. Заслуженный летчик-испытатель СССР. Обладатель двух абсолютных мировых рекордов—скорости и высоты полета.

Умер 17 марта 2018 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

* * *


В юности кумиром Мосолова был Валерий Павлович Чкалов. Еще в детстве, когда учился в 41-й казанской школе, Георгий вырезал из старого журнала портрет великого летчика и повесил его над своим столом. И каждый раз, прежде чем совершить тот или иной поступок, мальчик мысленно себя спрашивал: «А как поступил бы в этом случае Чкалов?» И привычку эту он сохранил уже будучи взрослым.

В суровые военные годы в Казани открылась.спецшкола. Узнав об этом, Георгий Мосолов одним из первых подал заявление. Дорога в небо для него началась у заснеженного шоссе, ведущего из города в аэроклуб.

Школу ВВС Мосолов закончил с отличием. Любовь к небу привела его в авиационное училище. Окончив его тоже с отличием, парень из Казани стал летчиком-инструктором. А вскоре был приглашен в опытно-конструкторское бюро. А за штурвалами новых машин сидели асы авиации. Это о них сказала Александра Пахмутова: «Когда мы думаем о людях — героях наших дней, нам кажется, что все они должны быть такими, как Мосолов и его друзья летчики-испытатели...» Свою песню «Мы учим летать самолеты» композитор посвятила ему.

Только после испытательных полетов, порой с риском для жизни, машины шли в серийное производство и не раз приносили славу нашему воздушному флоту.

В Москве, на территории Высшей комсомольской школы при ЦК ВЛКСМ, где после ухода на пенсию в течение ряда лет Георгий Константинович заведовал кафедрой военно-патриотического воспитания молодежи, на бетонной дорожке установлен серебристый лайнер. На борту надпись: «Первый советский МИГ-17 — сверхзвуковой реактивный истребитель. Скорость 1450 км/час, высота 17500 м».

Чтобы достичь таких скоростей и такой высоты, от испытателей требуется не только смелость и быстрота мысли, умение бороться с любыми трудностями и, конечно же, побеждать их, но и безукоризненное знание инженерно-конструкторского дела. Работая испытателем, Мосолов поступил учиться в Московский авиационный институт, стал не только летчиком, а инженером-летчиком.

Каждый, кто бывает в музее авиации в Тушино, невольно останавливается, у с амолета МИГ-21. 31 октября 1959 го да летчик-испытатель Георгий Мосолов на этом самолете установил абсолютный мировой рекорд по скорости полета — 2388 километров в час на базе 15 + 25 километров. Тем самым доказал, что самые лучшие самолеты строятся у нас, показал, что у советского народа — надежные боевые крылья. На этом же самолете летчик-испытатель Константин Коккинаки через год установил еще один рекорд — абсолютный мировой рекорд скорости по замкнутой базе 100 километров — 2148,66 километра в час. После некоторых доработок на этом же самолете достигнут абсолютный рекорд высоты полета при старте с земли Мосоловым. Это было 28 апреля 1961 года — через 15 дней после полета в космос его большого друга Юрия Гагарина.

…Самолет летел уже в верхних слоях стратосферы. Воздух стал разреженным. Чуткие стрелки приборов показывают: высота — 20, 25, 30 тысяч метров. Еще выше! ... и летчик оторвался от сиденья, повис на ремнях. Он почувствовал настоящую невесомость. Всего, несколько секунд продолжалась она. Однако записывающие приборы четко зафиксировали, что самолет, управляемый летчиком-испытателем Г.К. Мосоловым, поднялся на высоту 34 714 метров, достиг так называемый «динамический потолок».

А соперничество за мировое первенство продолжалось. В том же году американский летчик Робинсон побил абсолютный мировой рекорд скорости полета, принадлежащий Георгию Мосолову. 7 июля 1962 года советский летчик на еще более совершенном истребителе «Е-166» поднялся в небо, чтобы вернуть рекорд Родине.

...Отлично подготовленный самолет уже со старта сорвался подобно снаряду, выпущенному из ствола пушки. Летчик, слившись с самолетом в единое целое, все больше и больше наращивал скорость. Вот он приближается к мерному участку. Контрольные 25 километров машина пронеслась со скоростью 2681 километр в час. Тем самым Мосолов на 39 километров превысил мировой рекорд Робинсона. А на одном из заходов была, зарегистрирована скорость, превышающая 3000 километров. Это почти втрое быстрее звука! Когда «Е-166» вернулся на землю, все ахнули: металл сплошь покрылся пепельно-серым налетом от перенесенных температур.

Таким образом Георгий Мосолов установил три абсолютных мировых авиационных рекорда. Однако не только высокими достижениями заполнены рабочие будни испытателей.

Шел очередной испытательный полет. Вел его Нефедов. И вдруг по радио доложил — терпит бедствие. По всем инструкциям в такой момент летчик должен покинуть самолет. Легкое нажатие на кнопку — и он был бы на свободе. Но летчик сообщил, что постарается спасти машину. Случился еще один отказ. При посадке самолет отскочил в сторону, перевернулся и сгорел. Так на глазах у всех испытателей погиб их товарищ Герой Советского Союза мирных дней Владимир Нефедов.

Случалось такое и с Мосоловым. Испытываемый им самолет на высоте 5 тысяч метров перестал повиноваться. Начал стремительно падать. Казалось, что уже никак нельзя предотвратить катастрофу. Многотонная машина с огромной скоростью сближалась с землей. Всего 300 метров оставалось до нее, когда самолет наконец покорился испытателю.

— Почему не катапультировались? — спросили у него потом.

— Сначала было рано, а потом поздно, — отшучивался он. На самом деле он просто не мог бросить испытываемую, пока единственную, машину. Потому что отлично знал, какой труд вложен в нее. Труд, поиск десятка тысяч людей.

Заслуженный мастер спорта, заслуженный летчик-испытатель. Герой Советского Союза — эти высокие титулы дала Родина своему бесстрашному сыну.

Герои рождаются там, где поиск, самоотверженность, одухотворенный труд подчинены великой цели.

...В сентябре 1962 года Георгий Мосолов испытывал новейшую опытную машину. Вдруг на высоте 15 тысяч метров самолет дернуло и перевернуло, он потерял управление. Говоря языком авиаторов, пошли «бочки со штопором». Двигатель стал. Отказала гидравлика, Обрублена часть левого крыла. И все это за какие-то секунды, Мосолов нечеловеческими усилиями пытался спасти машину. Необходимо было выяснить причину аварии. А ответить на это может и должен только летчик-испытатель.

Земля все ближе и ближе. Еще мгновение — и самолет развалится.

...Георгий катапультировался в самый последний момент. Парашют сработал автоматически.

Очнулся он в лесу. Ни руки, ни ноги, ни тело не повиновались ему. Мосолов испугался. Не за себя, нет. В мозгу пульсировала мысль: «Так вот погибну, и никто не узнает, что случилось с опытным самолетом!»

Прошло два часа. Выползти из леса не было сил.

Неожиданно послышались шаги. Перед ним стоял человек в милицейской форме. Сменился c дежурства, шел домой. И вдруг — парашют. Человек остановился, подошел ближе. Вызвался помочь.

— Не трогать, я развалюсь, — хрипел раненый.

— Давай донесу до больницы.

— Нет.

— Тогда позову врача. Ведь вы совершенно разбиты.

— Нет. Слушайте и запоминайте. Я — летчик-испытатель. Самолет потерпел катастрофу. Главная причина аварии...

— Запомнил.

— Повторите все, что я сказал.

Вскоре прилетел вертолет. Но поднять Георгия было нельзя — открытые переломы бедра, плеча, голени, рук, тяжелая травма головы. Тогда к его ногам и рукам привязали молодые сосенки, туго прикрутили их стропами парашюта. В Москву — в Боткинскую больницу летчика-испытателя доставили в шоковом состоянии. Подняли в операционную. Смерть отступила. Но ненадолго, вечером следующего дня снова остановилось дыхание. Жидкость, скопившаяся под черепной коробкой, начала давить на мозг.

Врачи решили использовать последнее средство — сделать трепанацию черепа. Операция продолжалась несколько часов. Немало времени прошло, прежде чем к Георгию вернулось сознание. Еще одна операция — горлосечение. Второй раз наступила клиническая смерть. Тогда подключили аппарат искусственного дыхания. Несколько суток врачи боролись за жизнь летчика.

...Раздробленные кости срастались неправильно. Приходилось еще и еще возвращаться на операционный стол.

Кто только не бывал в эти дни у него. Из Казани сразу же прилетела мать. По первому же звонку Галины Петровны — супруги Мосолова — примчался Юрий Гагарин. Прилетел Герман Титов. Главный конструктор притащил с собой телевизор, друзья — учебники, грифельную доску. И Мосолов, чуть поправившись, продолжал работать, жить интересами своей «фирмы». Болезнь вынуждена была отступить. Наконец наступил день, когда летчик встал и сделал несколько шагов. И снова, как и прежде начались тренировки, занятия спортом. Он не мыслил себя без авиации и готовился к прохождению летной медицинской комиссии.

Так человек дважды умерший и дважды воскресший снова начал работать с инженерами и конструкторами. Жизнь победила смерть. Победила не во имя биологического существования, а во имя творчества, во имя великой любви к Родине.

И. Ильдарханов


Категория: Герои Советского Союза - наши земляки | Добавил: ilbyak-school (23.03.2025)
Просмотров: 10 | Рейтинг: 5.0/1 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наверх
Форма входа
Поиск
Ссылки
Статистика
Copyright © 2006—2025 МСОШ с. Ильбяково.
При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на ilbyak-school.ucoz.ru обязательна.
Сайт управляется системой uCoz