Одноценов Герман Петрович родился 21 января 1923 года в городе Казани в семье служащего. Русский. Окончил 9 классов и аэроклуб в городе Свердловске. В Советской Армии с 1940 года. В 1941 году окончил Пермскую военно-авиационную школу пилотов.
В действующей армии с апреля 1942 года.
Командир звена 951-го штурмового авиационного полка (306-я штурмовая дивизия, 17-я воздушная армия, 3-й Украинский фронт) лейтенант Одноценов совершил 150 боевых вылетов для нанесения штурмовых ударов по мостам, переправам, аэродромам, узлам сопротивления, живой силе и технике противника. 8 марта 1945 года не вернулся с боевого задания. Место захоронения неизвестно. Считается пропавшим без вести. Звание Героя Советского Союза ему присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года. Награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды, Югославским орденом «Партизанская звезда» 1-й степени, медалями.
* * *
Фронтовой путь летчика Германа Одноценова начался в апреле 1942 года. Пройдя ускоренный курс обучения в летной школе, ему сразу же пришлось участвовать в больших и сложных боевых операциях. Сержант Одноценов за короткий срок в совершенстве овладел техникой вождения боевых групп штурмовиков и вырос от рядового ведомого до командира звена, получив офицерское звание.
Боевые группы штурмовиков под командованием лейтенанта Одноценова участвовали в прорыве обороны противника на реке Днестре, освобождали Советскую Молдавию, в августе 1944 года громили немцев в Румынии.
20 августа 1944 года Герман Одноценов получил задание уничтожить скопление танков и артиллерии противника в районе Кирнацень — Каушаны, который прикрывался сильным огнем зенитной артиллерии и истребителями. Прорвавшись сквозь строй зениток, советские штурмовики сбросили бомбы. От меткого удара на поле боя запылало два вражеских танка. В последующие два захода была расстреляна прислуга двух полевых орудий. Прежде чем немецкие зенитчики успели опомниться, дерзкий штурмовик уже уходил домой.
На следующий день разведка донесла, что в районе Мозырь противник концентрирует к контратаке большую танковую группу и мотопехоту.
Командир Полка приказал Одноценову рассеять скопление противника и тем самым сорвать его планы.
Группа самолётов «Ил-2» с утра появилась над неприятельскими танками и мотопехотой. Низко проносясь над исходными рубежами врага, штурмовики сбрасывали бомбы, снаряды, поливали пулями. Контратака противника была сорвана. Над полем боя стлался удушливый дым от горевших танков, да оставшиеся в живых гитлеровцы суетливо метались, ища спасения.
Так продолжалось до конца Ясско-Кишиневской битвы. Только за два дня (25—26 августа 1944 года) лейтенант Одноценов в районе Кишинева, делая по 10—15 заходов, прицельным бомбометанием и пушечно-пулеметным огнем уничтожил 3 танка, 2 бронетранспортера, свыше 20 автомашин и до роты солдат и офицеров противника.
Когда начались бои в горах, летчикам пришлось учиться воевать в новых и непривычных для них условиях. Противник интенсивно перебрасывал резервы к линии фронта по сохранившейся в его руках железной дороге к югославскому городу Ниш. Прервать этот путь можно было лишь уничтожив мост через реку Мораву. Эта задача была поставлена перед штурмовиками.
Два раза водил Одноценов четверку «илов» на мост. Немцы, как свою последнюю надежду, прикрывали его мощным заградительным зенитным огнем от ударов с воздуха. Умело маневрируя в зоне огня, штурмовики прорвались к заветному объекту. Командир звена Одноценов грамотно построил боевой порядок группы. Прямым попаданием бомб с малой высоты мост был серьезно поврежден и железнодорожное движение прекращено. Штурмовики блестяще справились с поставленной задачей.
Возвращаясь на свой аэродром, летчики заметили идущий на всех парах паровоз с двумя вагонами, нагруженными боеприпасами.
— Не упускать добычу! Следуйте за мной! — приказал командир и ринулся к дороге. Самолеты пролетели над составом, стреляя из пушек и пулеметов. Сильный взрыв подтвердил результаты налета советских штурмовиков. В октябре 1944 года Герман Одноценов участвует в освобождении столицы Югославии Белграда. Для противодействия наступающим частям Красной Армии враг сосредоточил здесь мощные огневые средства. Делая по 3—4 вылета в день, советские летчики беспощадно громили врага, укрывшегося за крепкими стенами Белграда. Группа штурмовиков уничтожила здесь свыше 40 автомашин с военными грузами, 10 полевых орудий с расчетами и до сотни гитлеровцев. За отличную боевую работу летчики получили несколько благодарностей от командующего армией.
В период боев за Будапешт в январе 1945 года Одноценов выполнял специальное задание командующего 17-й воздушной армией. Ему было поручено разрушить переправы через Дунай в черте Будапешта и разорвать связь между районами города. Умело маневрируя в зоне зенитного огня, Одноценов вел группу самолетов к Дунаю. Прямым попаданием бомб две переправы через реку были серьезно повреждены. Движение техники и живой силы противника было приостановлено.
В период с 18 по 24 января группа Одноценова совершила 15 самолето-вылетов. Главной целью штурмовиков было уничтожение танковой группировки, которую направило немецкое командование на прорыв к столице Венгрии. Точными бомбовыми ударами советские летчики отбивали контратаки противника. Каждый полет штурмовиков приносил новый успех.
В разгар боев в Венгрии, когда документы о представлении летчика-штурмовика Германа Одноценова к званию Героя Советского Союза уже находились на утверждении, в журнале боевых действий авиационного полка появилась скупая запись: «Самолет лейтенанта Одноценова не вернулся с боевого задания».