Павлов Григорий Родионович родился 10 февраля 1920 года в деревне Керасиново ныне Высокогорского района Республики Татарстан в семье крестьянина. Русский. Окончил 7 классов и школу ФЗУ, работал в городе Казани. В Советской Армии с 1938 года. В 1940 году окончил Чкаловское военно-авиационное училище.
На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Член КПСС с 1942 года.
Заместитель командира эскадрильи 42-го гвардейского истребительно-авиационного полка (9-я гвардейская истребительно-авиационная дивизия, 4-я воздушная армия, Северо-Кавказский фронт) гвардии старший лейтенант Павлов к июню 1943 года совершил 378 боевых вылетов, в 61 воздушном бою лично сбил 11, а в составе группы — 5 самолетов противника. Звание Героя Советского Союза ему присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1943 года.
После войны продолжал службу в ВВС. В 1949 году окончил Военно-воздушную академию, в 1960 году — Военную академию Генштаба. Командовал авиацией Северо-Кавказского военного округа. Заслуженный военный летчик СССР. С 1980 года генерал-лейтенант Павлов в отставке. Жил в Ростове-на-Дону.
Награжден орденом Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в ВС СССР» III степени, медалями.
Скончался 5 ноября 1994 года. Похоронен в Киеве на Лукьяновском военном кладбище.
* * *
Первый боевой вылет молодой пилот Павлов совершил 10 июля 1941 года в составе 12 истребителей. Обнаружив 20 бомбардировщиков противника в районе Ярцево, они атаковали их. В короткой схватке два фашистских стервятника были сбиты, а один заполыхал и произвел вынужденную посадку в расположении советских частей. Вражеские экипажи повернули обратно на запад. Но в этой схватке геройски погибли два наших летчика.
В тяжелые дни отступления советских войск пилот Павлов вместе со своими товарищами по пять-шесть раз в день вылетал на свободную охоту, участвовал в прикрытии наших наземных войск и в штурме живой силы и техники противника.
Враг приближался к Киеву. Получив задание разведать силы наступающих вражеских частей, Павлов совместно с Мамаевым поднялись в воздух. На подступах к городу они обнаружили множество танков, автомашин с техникой. Пара «мессершмиттов», появившаяся неожиданно, атаковала наши «чайки». В машину Мамаева попал снаряд, а Павлов продолжал отбываться от «мессершмиттов», бросая свою «чайку» то в крутой разворот, то резко падая вниз. Так он сумел дотянуть до расположения советских войск, где на помощь пришли наши зенитчики — они отсекли от него «мессершмиттов». Павлов ускользнул вниз и через несколько минут доложил командованию результаты разведки. Разведданные были важными. Генерал Астахов объявил благодарность молодому пилоту Павлову, а бомбардировщики метко поразили цель и вернулись на аэродром.
В конце июля 1941 года Павлов с группой летчиков находился на курсах переподготовки и затем на самолетах Як-1 участвовал в воздушных боях под Ленинградом и на Южном фронте.
В Донбассе пять «яков» под командой гвардии старшего лейтенанта Павлова, прикрывавшие действия наших штурмовиков Ил-2, встретились с четырнадцатью модифицированными «мессершмиттами». Исход боя решали мастерство и смелость. Вражеские летчики разделились на три группы, а наши — на две. Павлов и его ведомый Зуев устремились наперерез шести истребителям, атаковавшим наши «илы». Две пары фашистских летчиков сверху планировали атаку, а третья пара лезла напролом на наших штурмовиков, не обращая внимания на «яков». Воспользовавшись этим, Павлов прицелился по замыкающему вражескому истребителю и нажал на боевые кнопки. На крыле вражеского самолета сверкнули огненные блестки. Теперь советскому летчику сзади угрожала пара «мессершмиттов». Он резко ввел самолет в. скольжение на левое крыло и ушел от вражеских снарядов. «Мессершмитт» гнался за Павловым, но он был тяжелее «яка», поэтому оказался под ним. Поединок был коротким — подбитый вражеский истребитель врезался в землю. Павлов поспешил на выручку своему ведомому, приблизился к противнику сзади, но вражеский истребитель ускользнул вниз, а за ним и второй... Оставшиеся «мессершмитты» на больших скоростях умчались на свою базу.
Без потерь выполнив боевое задание, наши летчики вернулись на аэродром.
После каждого боя в личном деле летчика Григория Павлова появлялись новые записи. Он приобретал боевой опыт, учился побеждать врага не числом, а умением. Так, пара наших истребителей, выполняя задание, ликвидировала штаб немецкой дивизии и, сбив одного «мессера», легла на обратный курс. Неожиданно заговорили фашистские зенитки...
— Я услышал резкий хлопок, треск, — вспоминает Григорий Родионович, — самолет споткнулся о невидимую преграду. Тяга уменьшилась, смолк двигатель. Переведя машину на снижение, я создал крен и попытался выскользнуть из зоны обстрела. Однако на поврежденной машине не удалось произвести энергично противозенитный маневр. В самолет угодил еще один снаряд, который разворотил пол кабины. Но пока машина была послушна, вел ее на посадку. Напарник находился поблизости, по рации подбадривал меня:
— Тяни-тяни!.. Рядом наши части.
Пробороздив в снежной целине глубокую траншею, самолет замер.
Не успел Павлов отойти от самолета на десять метров, как взорвалась мина. Обстрел усиливался, поэтому Павлов побежал вперед. С переднего края навстречу бежали наши солдаты. Так он попал в свою часть. А самолет позднее был доставлен на аэродром. Авиатехники «залечили» раны самолета, и он через трое суток был готов к дальнейшим полетам.
В суровые дни, когда гитлеровцы захватили важнейшие перевалы Центрального Кавказа, Павлов на новом первоклассном истребителе Як-7 участвовал в отражении массированных атак вражеских самолетов. Вступление в ряды партии лейтенант Павлов отметил успешным выполнением боевого задания.
Но обстановка на Южном фронте оставалась сложной. Воздушные бои не прекращались ни днем, ни ночью. Был и такой трагический случай, когда истребительный полк в течение дня потерял 29 своих лучших воинов. Прощаясь с погибшими, летчики дали клятву отомстить врагу.
Защитники Кавказа сдерживали натиск врага и в январе 1943 года перешли в наступление. В сложных метеорологических условиях Павлов вылетал на разведку вражеских объектов, сопровождал штурмовики и вступал в схватку с «мессершмиттами».
20 апреля 1943 года Павлов у станции Глебовка сбил один «мессершмитт», на другой день он подбил еще одну машину врага, которая упала в залив южнее Новороссийска.
В один из майских дней 1943 года в 10 часов 50 минут в небо взвилась зеленая ракета. Это был сигнал на вылет.
Об этом эпизоде так рассказывается в боевом формуляре полка:
— Восемь Як-1 (ведущий гвардии старший лейтенант Павлов) ушли в воздух. Появления их ждали воины 37-й и 56-й армий. На высоте пять тысяч метров группа Павлова встретила восемь истребителей противника и смело вступила в бой. Летчики выпустили одну за другой меткие очереди по фашистским стервятникам. Вскоре бойцы и командиры стрелковых подразделений увидели, как четыре «мессершмитта», объятые пламенем, падали на землю. Павлов получил приказ со станции наведения: «Справа — бомберы, атакуйте!» Павлов тотчас направил свою машину на головную девятку Хе-111 и сбил ведущего. Остальные гитлеровцы беспорядочно сбросили бомбы и ушли на запад.
В августе Павлов неоднократно принимал участие в сопровождении разведывательного бомбардировщика Пе-2 на фотографирование переднего края обороны противника. Каждый раз доставлялись ценнейшие фотоснимки и они помогали штабу Северо-Кавказского фронта в изготовлении топографических карт, которые использовались в ходе новых наступательных боев.
Гвардейцы-истребители мужественно сражались в небе до полного изгнания захватчиков с Северного Кавказа. Они громили врага над Таманью и Новороссийском. За образцовое выполнение боевых заданий, за мужество и героизм, проявленные в воздушных боях, гвардии старший лейтенант Павлов 2 сентября 1943 года был представлен к высшей правительственной награде — званию Героя Советского Союза.
Получив Золотую Звезду Героя, Григорий Павлов вместе со своими товарищами сражался и дальше в грозном небе с врагом.
Наша авиация окончательно завоевала прочное господство в воздухе. Перед Северо-Кавказским фронтом была поставлена задача ликвидации таманской группировки противника. В ходе наступления советских войск летчики 42-го гвардейского истребительного полка прикрывали наши соединения, сопровождали бомбардировщиков. В ходе одного сопровождения группа «яков», в которой был и Павлов, сбила два «фокке-вульфа» и обеспечила выполнение боевого задания. Так гвардейцы по-настоящему научились бить в воздухе врага и часто обращали его в бегство.
Лучшим своим летчикам командование представило краткосрочный отпуск. Довелось побывать и Павлову в родной деревне.
После отпуска, патрулируя в районе Керчи, он сбил очередного «мессершмитта». Но один из вылетов едва не закончился трагически для Григория Родионовича.
Командир поставил задачу: — В воздушный бой не вступать, главное — произвести разведку наземных объектов противника. Старший лейтенант Павлов и его ведомый тщательно готовились к проведению воздушной разведки...
— После взлета и набора высоты, — рассказывает Григорий Родионович, — мы направились в сторону Азовского моря, чтобы радиолокационные станции фашистов не смогли нас обнаружить. Погода благоприятствовала. К объекту разведки мы подошли с тыла. Незамеченными выполнили задание и развернулись в сторону Керчи.
— Слева вверху пара «мессершмиттов»! — услышал Павлов голос ведомого.
Два «мессершмитта» готовились к нападению на наши Ил-2. Павлов, заметив в хвосте самолета Глядева вражеский истребитель, выполнил косую петлю и атаковал его. Вражеский самолет был подбит, но тут сзади самолет Павлова был атакован другим «мессершмиттом» и у него отлетела часть правой консоли крыла. Самолет завертелся и стал падать. Почти у воды летчик сумел выровнять машину.
Оба советских летчика удачно сели на свой аэродром. Правда, командир сделал им внушение за самовольные действия, а за успешную разведку, за сбитый «мессершмитт» и за выручку товарищей в бою пообещал представить к награде.
В начале 1945 года 42-й гвардейский истребительный полк был переброшен на 2-й Белорусский фронт, но Григорию Родионовичу не довелось бить врага в собственной берлоге. 10 марта 1945 года ему было приказано явиться на учебу в Военно-воздушную академию. В летной книжке Г.Р. Павлова была сделана итоговая запись:
«С 22 июня 1941 года по март 1945 года Г.Р. Павлов провел 108 воздушных боев, в которых сбил лично 19 й групповых боях 6 фашистских самолетов, произвел 143 штурмовых налета на вражеские части и аэродромы, при этом лично уничтожил 4 и в группе 9 самолетов врага, совершил 109 вылетов на разведку, 105 полетов на сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков, 150 полетов на прикрытие наземных соединений. Всего за годы войны совершил 507 боевых вылетов».
После Великой Отечественной войны наш земляк Герой Советского Союза генерал-лейтенант Павлов Григорий Родионович много сил и знаний отдал воспитанию нового поколения боевых летчиков. И они достойно охраняют небо нашей Родины.