Рыжов Михаил Иванович родился 6 ноября 1922 года в селе Урахча ныне Рыбно-Слободского района Республики Татарстан. Русский. Окончил 2 курса техникума механизации сельского хозяйства в 1940 году и аэроклуб. В Советской Армии с 1940 года. Окончил Чкаловскую военную авиационную школу пилотов в 1944 году.
На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1944 года.
Командир звена 103-го штурмового авиационного полка (230-я штурмовая авиационная дивизия, 4-я воздушная армия, 2-й Белорусский фронт) лейтенант Рыжов к маю 1945 года совершил 123 боевых вылета на штурмовку и бомбардировку скоплений живой силы и боевой техники противника. Звание Героя Советского Союза ему присвоено 15 мая 1946 года.
Член КПСС с 1945 года. После войны продолжал службу в ВВС. С 1975 года полковник Рыжов — в запасе. Жил в городе Кривой Рог Днепропетровской области (Украина). Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды, медалями.
Умер 12 апреля 1988 года.
* * *
В 1944 году курсанты Оренбургского авиационного училища жадно слушали и читали сводки Совинформбюро, в которых каждый день сообщалось о победах наших войск, об изгнании фашистских захватчиков из оккупированных городов и областей. Приближался час полного освобождения советской земли.
В числе курсантов был и Михаил Рыжов — уроженец Татарии. Вместе с товарищами он внимательно следил за фронтовыми событиями и горел одним стремлением: скорее закончить учебу, скорее в бой!
Желание это сбылось. В июне сорок четвертого года в звании младшего лейтенанта Рыжов прибыл на фронт. Штурмовой авиаполк, в который он получил назначение, поддерживал широкое наступление наземных войск в Белоруссии, Польше, и молодые летчики сразу включились в боевую работу.
В первых же своих полетах у Старо-Дупянки, Чаплино, Янохи Михаил в строю больших групп «илов» штурмовал и бомбил части противника.
Сокрушительный удар нанес полк по немецкому аэродрому. В выполнении задания участвовало двенадцать «илов». Противник был застигнут врасплох, и хотя прикрывавшие аэродром зенитчики встретили штурмовиков сильным огнем, ни один из находившихся здесь самолетов не успел подняться в воздух. Группа «илов» из пушек и пулеметов поражала зенитные батарей, а другие звено за звеном пикировали и смерчем проносились над летным полем. Уже после двух заходов запылали немецкие самолеты, заправочные машины, постройки. Пролетая над целью в последний раз, Рыжов видел, как два огненных кратера появились на краю поля — там, где были склады боеприпасов, и громоподобные взрывы разнеслись далеко по окрестности.
В январе 1945 года советские войска вошли в Восточную Пруссию. На каждом шагу наступающие наталкивались на мощные оборонительные сооружения, превратившие всю эту область в сплошную крепость. Много пришлось поработать нашей артиллерии. От «богов войны» огненная эстафета переходила к авиации. Сотни самолетов появлялись в небе. Бомбардировщики громили укрепления, склады, скопления техники противника, а штурмовики висели над его траншеями и дорогами, охотились за танками, машинами.
На одном участке немцы, готовясь к контратаке, подтягивали спешно подкрепления. Наземным нашим частям потребовалась срочная помощь авиации. Командование вызвало штурмовиков.
Вскоре четверка самолетов под командой Рыжова настигла на шоссе большую вражескую колонну автомашин с пехотой. С первого же захода загорелись головные машины. Колонна остановилась. Тут же на нее обрушилась новая серия бомб и снарядов... По разбегавшимся во все стороны гитлеровцам били пулеметы...
Ежедневно летчики полка выходили на штурмовку железнодорожных узлов и магистралей врага. 21 февраля группа Рыжова совершила успешный налет на крупную станцию.
Большую роль сыграли летчики в боях за Данциг. Они начали его штурм еще задолго до подхода наземных войск и парализовали действия противника.
В один из тех напряженных дней Рыжов дважды отправлялся в полет и, несмотря на густую облачность, выводил свои «илы» точно к заданным целям. При третьем полете он шел в составе группы штурмовиков под командой старшего лейтенанта Корсунского. В пути на самолете командира отказала радиоаппаратура, а в это время с земли передавался приказ: изменить курс и идти на подавление немецкой артиллерии. Слыша, что Корсунский не отвечает на повторяющиеся слова приказа, Михаил сразу догадался о неисправности рации и быстро принял решение.
«Вас понял! Вас понял! Идем на цель», — радировал он на станцию наведения. Потом, заняв место ведущего, скомандовал товарищам: «Следуйте за мной!» — и повел группу. Появившись над позициями вражеской артиллерии, штурмовики уничтожили с трех заходов две батареи.
Рекордное число вылетов совершил Рыжов 20 апреля. В этот день он поднимался в воздух пять раз, прокладывая войскам дорогу к Берлину.
В радостные дни победы командование воздушной армии представило летчиков, отличившихся в заключительных боях, к званию Героя Советского Союза. Имя Михаила Ивановича Рыжова также было названо среди этих лучших воинов.