Сыртланова Магуба Гусейновна (Хусаиновна) родилась 15 июля 1912 года в городе Белебее ныне Республика Башкортостан. Татарка. Окончив среднюю школу, с 1929 года работала телеграфисткой в Ташкенте, затем — техником-изыскателем воздушных линий в Средне-Азиатском Управлении Гражданской Авиации. Окончила Центральную планерскую школу Грузинской ССР. Член КПСС с 1941 года. С июля этого же года в Советской Армии.
На фронтах Великой Отечественной войны с декабря 1942 года.
Заместитель командира эскадрильи 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка 325-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта гвардии старший лейтенант Сыртланова к маю 1945 года совершила 780 боевых вылетов, нанеся противнику значительный урон в живой силе и технике. Звание Героя Советского Союза Магубе Гусейновне присвоено 15 мая 1946 года.
После войны старший лейтенант Сыртланова — в запасе. Жила в Казани. Работала на заводе. Награждена орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны II степени, Красной Звезды, медалями.
Умерла 1 октября 1971 года.
Ее имя носят улицы в Казани и Белебее, школа No 2 в Белебее и школа № 52 в Казани. Бюст Героя установлен в городе Благовещенске (Башкортостан).
* * *
Магуба Хусаиновна Сыртланова начала воевать в звании младшего лейтенанта. Войну закончила старшим лейтенантом. Летала она на самолетах По-2. Авиационный женский полк ночных бомбардировщиков являлся настоящей грозой для немцев. 780 боевых вылетов совершила отважная летчица, обрушив на врага 140 тонн бомб. От их прямого попадания было вызвано 128 сильных взрывов, 85 очагов пожара, уничтожен ряд немецких военных складов, переправ, прожекторов, зенитных установок. Эта бесстрашная женщина без устали работала для нашей победы над заклятым врагом, совершая за ночь по 8—9 боевых вылетов. И каждый ее вылет — это встреча в огненном небе со смертью.
В одномн ночном бою ее самолет получил серьезное повреждение. Заглох мотор. А внизу — бушующее море. Летчица изо всех сил старалась вдохнуть в машину жизнь. Заработал мотор. Но ненадолго... Когда она совершила посадку у самого берега, хвост самолета качали волны. В эту ночь поседели прядки волос на ее висках...
Но особенно памятен летчице ее первый боевой вылет. Самый первый из последующих 780 вылетов.
В то время они находились на аэродроме вблизи станицы Челбасская. Сидели и ждали улучшения погоды, а от метеорологов положительных сообщений все не поступало. Но летчицы решили не расходиться. Дующий с севера пронзительный ветер хлопал брезентом, которым укрыт мотор, громыхал крыльями и хвостовым оперением. Магуба Сыртланова бросала нетерпеливый взгляд на сизо-черные облака, которые, едва не касаясь верхушек деревьев, бежали к горизонту. Было от чего огорчаться.
К вечеру ветер вроде бы стих, и облака затаились между гор. Метеоролог объявил, что можно лететь. Еще раз ознакомившись с маршрутом, летчицы побежали к своим самолетам. Сердце Магубы учащенно билось — ведь это ее первое боевое задание.
Техники уже прогрели мотор и подготовили самолет к полету. Продолговатые округлые бомбы, напоминающие поросят, продолжали лежать на земле, а девушки — подносчицы оружия — чего-то выжидали. И только тут летчица вспомнила: человек, уходящий в первый полет, г должен поставить на первую бомбу свой знак. Это в полку неписаный, закон. Выпрыгнув из кабины, она окунула кисточку в белую масляную краску. Каким же изображением на теле бомбы выразить кипящую в душе ярость? Некоторые пишут: «Смерть немецким оккупантам!» У Магубы было времени в обрез, и нужно что-то покороче. Вдруг ее осенило: за ночные полеты фашисты прозвали наших девушек «черной смертью». И на этот раз пусть в них ударит молния! Она нарисовала на бомбе молнию и добавила букву «М».
Первыми должны были взлететь Дуся Носаль и Нина Ульяненко, затем Ольга Санфирова и Руфина Гашева. Вслед за ними очередь Магубы. Интервал — три минуты.
В этот момент послышался голос механика Тони Вахромеевой: «Контакт!»
— Есть, контакт! — торопливо ответила Магуба.
Механик чуть-чуть повернула винт, и мотор завелся. К хвосту потянулись снопы дыма. Немного убавила газ. Дрожь, расходясь по всему телу, как будто собиралась в сердце.
Приказа «на старт» еще нет. Командир полка майор Бершанская и парторг Рунт подошли к летчицам. Майор, еще раз уточнив маршрут, дала последнее указание:
— Внимание, лейтенант, внимание! Сказав это, она пожала руку Магубе. — В добрый час! Пусть много у тебя будет вылетов, до тысячи!
...Словно догадавшись о переживаниях девушки, Мария Рунт положила руку на ее плечо и, склонившись к самому уху, сказала:
— Счастливого пути, Магуба Хусаиновна! Возвращайтесь целой и невредимой.
Словно заждавшаяся на заре своего хозяина лошадь, самолет, раза два-три подпрыгнув на ухабах, резко поднялся в небо. В ушах сразу засвистел ветер, а лицо и руки, лежащие на ручке управления, начал пощипывать мороз. Что ни говори, февраль — месяц зимний. Но о рукавицах от волнения летчица даже не вспомнила.
Когда, достигнув высоты трех тысяч метров, повернули по направлению ветра, качка прекратилась.
Уже более получаса находились они в воздухе. Штурман предупредила: «Проходим линию фронта!» Только она успела это произнести, внизу — в трех местах — вспыхнули прожектора. Световые ножницы, разрезая небесный лик, приблизились к самолету. Начали стрелять зенитки.
Магуба крикнула в переговорную трубку:
— Женя, что, если начнем снижаться?
— Давай, пошли! — сказала штурман.
Летчица сбавила газ. И в этот момент по голове словно ударили дубинкой: желая выскочить из света прожекторов, она неожиданно ударилась виском о стеклянный козырек. Перед глазами помутнело и поплыло кругами.
— Марта, приди в себя! — закричала Руднева резким, как сталь, голосом, тыкая ее в плечо…
Ощупью найдя ручку управления, Магуба потянулась к сектору газа. Глаза постепенно начинали приноравливаться к слепящему свету. Надо что-то придумать, найти способ вырваться из огня.
Самолет послушно устремляется вверх, накренившись, поворачивает направо, налево. Затем, словно падая в яму, летит кубарем вниз. Протянувшиеся от земли острые щупальца прожекторов не отстают от него, будто нитка за иголкой.
Наконец, спаслись от прожекторов. Опустились ниже. Теперь надо найти станицу Поповическую. По сообщению разведки, за станицей, на дороге, должно быть очень большое скопление вражеской техники.
— Станица справа, — сказала штурман.— Однако курс менять не будем. Пролетим несколько в стороне. А затем...
— Верно! Так надежнее.
Пролетев немного, стали разворачиваться. Машина опускается еще ниже. Темно, ничего не видно. Где-то в этой округе должна быть дорога. Женя, наполовину высунувшись из кабины, стала смотреть, что делается внизу. Через некоторое время послышался ее радостный голос: «Вон они! Три rpaдycа левее! Вот так, вот так...».
Внизу, словно рассыпавшиеся среди травы жемчужинки, то там, то здесь мерцают мелкие огоньки. Это — малые фары грузовиков. Большие зажигать немцы побоялись.
Штурман сбросила осветительную бомбу — САБ. Движение на дороге усилилось, застучали крупнокалиберные пулеметы.
— Женя! Женечка! Хорошенько, не торопясь прицеливайся. Первой сбрось отмеченную бомбу, что на правом крыле! — говорит Магуба.
Бомба попала в цель. Еще одна вражеская машина выведена из строя.
Сбросив и остальные бомбы, летчицы легли на обратный курс.
Первой с боевым крещением Магубу поздравила штурман Женя Руднева. Потом, когда вернулись на аэродром, пожали руку и другие девчата.
Начались полеты, полные риска, требующие не только отваги, но и умения быстро ориентироваться в обстановке, умения вовремя уходить от огня и прожекторов противника. Магуба Сыртланова принимала участие в освобождении Северного Кавказа, Таманского полуострова, Новороссийска, Крыма, Западной Белоруссии, Польши, Восточной Пруссии и Германии. Закончила боевые действия 5 мая 1945 года в небольшом немецком городке Брун, что в восьмидесяти километрах севернее Берлина.
А затем начались мирные полёты. Нужно было поднимать хозяйство страны. До июля 1947 года Магуба Хусаиновна работала командиром звена сельскохозяйственной авиации Грузинского Управления ГВФ. Переехав в Казань, летчица до выхода на пенсию работала контролером ОТК.
Умерла М.X. Сыртланова 1 октября 1971 года. Похоронена в городе Казани.