Загидулин Фахрутдин Гильмутдинович родился в 1911 году в селе Байлянгар ныне Кук- морского района Республики Татарстан в семье крестьянина. Татарин. С 1933 года жил в Новосибирской области, работал начальником снабжения продовольственной заводской базы в городе Кемерово Кемеровской области. В Советской Армии с сентября 1941 года.
В боях Великой Отечественной войны с ноября 1941 года.
Командир отделения 913-го отдельного саперного батальона (4-й стрелковый корпус, 7-я армия, Карельский фронт) сержант Загидулин отличился 21 июня 1944 года при форсировании реки Свирь в Ленинградской области. Под артиллерийским огнем противника со своим расчетом сделал 19 рейсов, перевез 350 человек с боеприпасами и вооружением. 21 июля 1944 года Фахрутдину Гильмутдиновичу присвоено звание Героя Советского Союза. Член КПСС с 1944 года.
После войны вернулся в Кемерово, работал мотористом на автобазе.
Скончался 6 января 1998 года. Похоронен на кладбище «Центральное-1» города Кемерово.
Награжден орденами Ленина, Отечественной войны I степени.
* * *
Как и многие жители Поволжья, спасаясь от голода, Гильмутдин-ага в 1921 году покинул родную деревню Байлангар. В поисках лучшей жизни подался он в Казахстан.
Семья поселилась в городе Семипалатинске. Самому младшему из детей (а было их четверо), Фахрутдину, исполнилось в то время десять лет. Всего четыре года проучился он в казахской школе.
Очень хотелось отцу передать свое ремесло сыну. Он учил его работать топором, владеть рубанком, фуганком. Гильмутдина радовали успехи сына. Он советовал ему поступить учиться на деревообработчика.
Но подростка потянуло к железу. И стал он слесарем.
В 1931 году семья переехала в Кемерово. Фахрутдин работал машинистом-мотористом, а через год был призван в ряды РККА. В армии-то и пригодилось ему плотницкое ремесло, так как он был зачислен в 6-й отдельный строительный полк.
Отслужив в армии, Фахрутдин в 1935 году вернулся в Кемерово, где снова поступил работать мотористом. Позже он стал профсоюзным работником.
В первые же дни войны сержант запаса Загидуллин становится в ряды защитников Родины. В январе 1942 года прибывает на Карельский фронт. Отделение саперов Загидуллина работало на укреплении линии обороны возле Ленинграда.
Самым памятным для интернационального отделения Загидуллина (а были в нем и русские, и грузин, и казах, и татарин) стал день 21 июня 1944 года.
В этот день — день третьей годовщины войны — войска Карельского фронта перешли в решительное наступление.
В 9 часов утра началась артподготовка. Разрушая долговременную оборону белофиннов, с воем и свистом летели снаряды артиллерии всех калибров.
После первых же ударов советских соединений враг начал отступать. Отойдя с южного берега реки Свирь на северный, он уничтожил все мосты и переправы.
Перед саперами отдельного батальона была поставлена чрезвычайно трудная задача: переправить наступающие части стрелков и пулеметчиков через Свирь. Первым делом нужно было очистить от мин подходы к реке, подготовить средства переправы. Работа осложнялась непрерывным огнем и бомбежками. К тому же ширина реки в некоторых местах достигала 700 метров.
Бойцы отделения Загидуллина подготовили большую лодку. Но снаряд, выпущенной белофиннами, засевшими в деревне Кутлахте, разнес ее в клочья.
Загидуллину удалось найти на берегу и быстро привести в порядок другую лодку. Командир батальона майор Меднов отдал команду начать переправу.
Первыми поплыли пулеметчики. Недалеко от берега в лодку попал осколок снаряда. Вместе с сапером Путиным Фахрутдин быстро заделал пробоину. Бойцы налегли на весла. Начали переправляться и остальные воины батальона.
Поднимая водяные смерчи, рвались снаряды, свистели пули. Погиб рядовой Чаргулеев из отделения Загидуллина, наповал сразило Вахтина и Карпова, переправлявшихся на другой лодке.
Чтобы прикрыть товарищей, Загидуллин приказал бросать дымовые шашки. Осколок опять пробил борт. Лодка начала заполняться водой.
Под прикрытием дымовой завесы полузатопленная лодка достигла, наконец, противоположного берега. Бойцы быстро выгрузились, сняли пулеметы, а Загидуллин, вычерпав воду из лодки, отправился в очередной рейс.
Под непрерывным огнем вражеской артиллерии, штурмовой авиации отважный командир отделения перевез на северный берег Свири 350 бойцов с полным вооружением и боеприпасами.
Подошла пора переправлять артиллерию. Благополучно были доставлены на другой берег 45-миллиметровые противотанковые пушки. Труднее пришлось с артиллерией более крупного калибра. Такие орудия перевозить на столь утлых суденышках еще не приходилось. Когда в лодку погрузили первое орудие, она сразу же глубоко осела в воду. Фахрутдин сел за весла. Он не обращал внимания на рвущиеся кругом снаряды, на смертоносный посвист пуль. На том берегу ждали пушек и их нужно было переправить как можно скорее. Рискуя жизнью, смелый сапер совершил еще пять таких же опасных рейсов.
Поддерживаемые огнем орудий, доставленных отделением Загидуллина, пехотинцы не только заняли и удержали плацдарм, но успешно начали продвигаться вперед.
В этот памятный день, подстерегаемый на каждом шагу смертью, бесстрашный воин совершил 19 огненных рейсов через Свирь.
Родина высоко оценила подвиг своего сына-воина. Командиру отделения саперов Фахрутдину Загидуллину было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.