Пятница, 26.04.2024, 06:29:42   Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории каталога
Публикации [40]
Музей [26]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 6524
Посетители
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Статьи
Главная » Статьи » Публикации

Этика педагогического общения учителя и психолого-педагогический статус ученика

(Выступление на совещании учителей начальных классов РМО)


Асадуллина Гульшат Равгатовна, учитель начальных классов


Приходя учиться в школу, ребенок испытывает множество психологических трудностей адаптации, связанных как с изменением его социальной позиции, так и привыканием к взаимодействию с новыми для него взрослыми – учителями. Особенно важная роль в обеспечении качества школьной жизни ребенка принадлежит учителю начальных классов. От того, каким окажется первый учитель, зависит отношение ребенка ко всем последующим учителям и формирование многих личностных качеств взрослого человека.


Нынешним первоклассникам предстоит провести в обществе своих учителей первые четыре школьных года. За это время при непосредственном участии учителя начальных классов в каждом ребенке сформируется множество психологических новообразований; образ первого учителя навсегда "встроится" в структуру личности школьника. Переживет ли ребенок счастье или, напротив, страх от общения с первой учительницей – от этого будет зависеть его психологическое благополучие на протяжении всей школьной жизни.


Учитель начальных классов – первый представитель педагогического цеха, который встречает ребенка в школе. Он демонстрирует ребенку самые запоминающиеся образцы учительского поведения и воздействия. Если учитель средней школы и может полагать, что занимается, главным образом, обучением школьников, а воспитывает их лишь опосредованно, то перед учителем начальных классов напрямую стоит задача привить ребенку нормы и правила отношения к учебной деятельности и к самому себе, взаимодействия с учителями и сверстниками.


В ежедневной педагогической практике у учителя начальных классов возникает множество ситуаций, не предписанных никакими официальными нормативами, но требующих нравственно-этического выбора. Вот тут-то и должна приходить на помощь учителю самодисциплина, осознаваемая им как система налагаемых на свое поведение морально нравственных запретов. Ведь если ученик средней школы, не согласный с действиями учителя, так или иначе, может возразить педагогу, то учащийся начальных классов воспримет даже самые небрежные с моральной точки зрения действия своего учителя как должное.


Работникам начальной школы хорошо известны такие коллеги, к деятельности которых с формальной точки зрения придраться невозможно: они четко выдерживают предписанную учебную программу, тщательно и в срок оформляют всю документацию, считают сами себя "строгими, но справедливыми учителями". Однако, когда начинается запись в первый класс, родители будущих первоклассников, узнав о них, почему-то любыми путями пытаются уберечь собственных детей от общества этих учителей.


Часто педагогам не всегда понятно, на какие критерии психологического состояния ребенка в школе им следует ориентироваться. Думается, одной из удачных моделей анализа психологического благополучия-неблагополучия ребенка в начальной школе может послужить так называемый психолого-педагогический статус школьника. Его составляющие:



  1. Отношение младшего школьника к себе – устойчивая положительная оценка себя как умелого, знающего ученика, способного многого добиться.
  2. Отношение к значимой деятельности – эмоционально-положительное восприятие школы и учения.
  3. Устойчивое эмоциональное состояние в школе – отсутствие противоречий между требованиями школы и родителей, требованиями взрослых и возможностями ребенка.
  4. Активность и автономность поведения ребенка – самостоятельность в познавательной и социальной деятельности.
  5. Взаимодействие и отношения с педагогами – установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроках и вне уроков, проявление уважения к учителю, эмоционально-положительное восприятие ребенком личности учителя.
  6. Взаимодействие ребенка со сверстниками – владение приемами и навыками эффективного межличностного общения со сверстниками; готовность к коллективным формам деятельности.
  7. Умственная работоспособность и темп умственной деятельности – способность сосредоточенно работать над учебной задачей, трудиться в едином темпе со всем классом.
  8. Сформированность важнейших сторон познавательной сферы – умение выделить учебную задачу и превратить ее в цель деятельности.

Вот на эти 8 критериев можно ориентироваться при определении психолого-педагогического статуса школьника.


Многие из нас, не один год проработавшие в школе, знают, что процесс воспитания и обучения детей не может обойтись без порицания и наказания учителем неподобающего детского поведения. Однако здесь очень важно строжайше проявить чувство меры.


Приведу несколько примеров, когда ситуация общения с детьми переходит грань нравственной приемлемости:



  1. Разбор шалостей детей на только что закончившейся перемене продолжается более трех минут, оторванных от последующего урока: есть вероятность "завестись" и перейти на личности и обличать их недостатки пол-урока.
  2. Обсуждение с детьми абстрактных морально-нравственных тем завершается отыскиванием среди учащихся конкретного ученика, воплощающего в себе осуждаемые качества. "А как вы думаете, дети, Ильдар каким человеком является? Вот и я думаю, что он злой (плохой) и т.п."
  3. 3.Публичные апелляции к мнению класса в качестве третейского судьи по личным взаимоотношениям педагога: "Видите, ребята, как плохо по отношению к учителю (о себе в III лице!) поступила Алина".
  4. Высказывания о личности и поступках находящегося в классе ученика в такой манере, будто он отсутствует или его вовсе не замечают.
  5. Отсутствие каких бы то ни было сомнений в правильности своих действий по отношению к детям и их родителям. Как только вы скажете себе (тем более окружающим): "Мой многолетний опыт позволяет мне судить и заранее предвидеть все, что вырастет из этого ученика!" – значит вы подошли к опасной черте, за которой ваши действия едва ли нравственны.
  6. Обращение к ученикам: "Скажите мне за то, что я (далее следует перечень того, за что вас должны поблагодарить ученики) за такую зарплату, которую я здесь получаю!"
  7. Априорная самоудовлетворенность качественностью собственной педагогической деятельности: "Я работаю учителем уже (например 25 лет), и мой богатый опыт позволяет мне быть уверенной в абсолютно высоком качестве всего, что я, как профессионал, делаю.

Главное, с моей точки зрения, необходимо всегда помнить всем, занимающимся воспитанием и обучением детей, – эмоциональный компонент взаимодействия учителя и ребенка находится на первом месте в формировании отношения школьника к учебе. Педагоги и воспитатели прописываются в душах учеников с определенным эмоциональным знаком. Отношение к педагогу у ребенка может быть эмоционально-положительным, нейтрально-отстраненным, отрицательным или противоречивым. Последние два типа отношения к учителю отнюдь не способствуют успешной учебе. То, каким будет сформирован психолого-педагогический статус младшего школьника – зависит от его учителя. Даже единичные неэтичные поступки и высказывания педагога в адрес ребенка могут свести на нет самую кропотливую предшествующую работу.

Категория: Публикации | Добавил: ilbyak-school (19.04.2006) | Автор: Асадуллина Гульшат Рафгатовна
Просмотров: 12387 | Рейтинг: 4.5/10 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наверх
Форма входа
Поиск
Ссылки
Статистика
Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100
Copyright © 2006—2024 МСОШ с. Ильбяково.
При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на ilbyak-school.ucoz.ru обязательна.
Сайт управляется системой uCoz