Среда, 17.04.2024, 00:05:15   Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории каталога
Публикации [40]
Музей [26]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 6524
Посетители
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Статьи
Главная » Статьи » Публикации

Воспитанный ребенок – результат тесного сотрудничества родителей и педагогов

«В воспитании органически сливается общественное и интимное.
В этом слиянии,… и заключается гармония человеческого счастья…
Но только вместе с родителями, общими усилиями учителя могут
дать детям большое человеческое счастье.»
В.А. Сухомлинский


Семья и школа – это посредники между формирующейся личностью и обществом. Поэтому благополучие ребенка на его жизненном пути во многом зависит от согласованности взглядов родителей и педагогов на проблемы воспитания, согласованности их воспитательных действий. К сожалению, многие родители мало общаются со своими детьми, у них не хватает времени на воспитание детей, они, мол, много времени проводят на работе, и этот груз ответственности возлагают на школу, не понимая, что сами в скором времени начнут пожинать плоды равнодушия к своим детям. Часто можно услышать от родителей: «Мы отдали вам ребенка – вы его и воспитывайте». Но давно известно, что школа может успешно выполнять воспитательные функции только в тесном сотрудничестве с семьей.


Ведущим направлением в организации взаимодействия семьи и школы должна стать работа по созданию условий для того, чтобы отец и мать осознали свою родительскую ответственность за воспитание детей. Этого можно достичь при помощи активного вовлечения родителей в школьную жизнь их ребенка.


В нашей школе работа по взаимодействию семьи и школы ведется по трем основным направлениям:



  • Повышение психолого-педагогической культуры семьи через педагогический всеобуч;
  • Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, совместные творческие дела;
  • Индивидуальная работа с семьями, консультации классных руководителей, посещение семей.

Одной из основных задач школы является обеспечение эффективной помощи семье в вопросах успешной социальной адаптации детей и подростков. Для начала классные руководители проводят социальную диагностику семьи, определяя тип семьи по структуре, по материальной обеспеченности, по социально-правовой устойчивости и воспитательному потенциалу, по взаимоотношениям, по семейной ориентации. Если родители понимают, что в семье имеет место проблема, и ищут пути для ее преодоления, классный руководитель предлагает родителям заполнить анкету с целью определения характера взаимоотношений между членами семьи, выявления скрытых конфликтов (см. Приложение). На основе полученной информации, совместно с родителями, намечается путь нормализации положения.


Правовое просвещение родителей осуществляется на общешкольных родительских собраниях. Мы знакомим родителей с их правами и обязанностями, указанными в «Декларации о правах человека», «Конвенции о правах ребенка», «Конституции РТ», законах РТ «О молодежи», «Об образовании». В классах, так же как с учащимися, с родителями разыгрываются различные ситуации с привлечением представителей правоохранительных органов, где разъясняется серьезность той или иной ситуации. Результатом этой работы является то, что ни один ученик на сегодняшний день не состоит на учете в КДН.


В современном мире разобщенность проявляется не только в обществе, но и в семье, на глазах усиливается отчужденность детей от своих родных, утрачиваются традиции рода. Для восстановления этих традиций, на базе школьного краеведческого музея, мы с учащимися и их родителями начали изучать свои корни, строить свое древо жизни. В него учащиеся вписывают не только имена родственников, но и где и кем они работали. Учащиеся с интересом и желанием выпускают семейные газеты, пишут сочинения о мамах и папах. Не забываем и старшее поколение – бабушки и дедушки у нас в почете: приглашаем их на мероприятия, концерты, устраиваем чаепития. Краеведческий музей год от года пополняется экспонатами, которые приносят учителя, ученики и их родители. В уголке, посвященном школе, собран материал о семьях учащихся, их древа жизни. Альбом «Мой отец – моя гордость», о службе отцов в армии, был собран в текущем учебном году. Учащиеся с интересом расспрашивали у отцов о службе в армии, готовили материалы для альбома. Так как основа патриотического и нравственного воспитания закладывается в семье, такая работа важна при формировании нравственных качеств у ребенка. В примерах подражания, понятия родного очага, честного выполнения своего долга на земле – здесь особо прослеживается влияние родителей.


Одним из перспективных направлений деятельности по сохранению культурно-художественных традиций семьи является развитие и поддержка семейных творческих коллективов, культивирующих в своем быту национальные песни, танцы, музыку, изделия декоративно-прикладного творчества и таким образом поддерживающих традиции своего народа. Семьи наших учащихся участвуют в концертах, выставках, конкурсах семейных творческих коллективов различного уровня.


Воспитание у ребенка понятий чистоты и лада начинается в собственном доме. Заложенные с детства представления о чистоте и порядке в доме перерастают со временем в понятия о сохранении порядка и нравственной чистоты в душе, жизни. Но, если дом запущен и заброшен, то дети лишены материнской любви и ласки, не сидят на отцовских коленях и с завистью смотрят, как в семье его друга отец, придя с работы, гладит всех детей по голове и каждого успевает расспросить об успехах. Дети, лишенные общения с родителями, не обласканные в детстве, чаще всего становятся обездоленными. Не допустить этого – вот цель, которую ставят перед собой педагоги нашей школы при планировании воспитательной работы в классах.


Формы работы с родителями классные руководители подбирают индивидуально. Помимо традиционных родительских собраний используются формы семинара, консультации, вечера вопросов и ответов, деловой игры, встречи с психологами, представителями медицины и правоохранительных органов, день открытых дверей. Но первое родительское собрание все классные руководители проводят в форме круглого стола. При такой форме легче добиться цели – установить тесную связь между учителем и родителями, составить программу воспитания детей на учебный год, наметить план работы и пути реализации этого плана. При разработке плана особое внимание уделяется совместным мероприятиям: это спортивные и семейные дни, знаменательные и календарные даты, национальные праздники. Родители приглашаются на уроки и воспитательные часы не только как гости, но и как участники. На праздниках труда родители рассказывают о своей работе, о ее интересных и сложных сторонах, тем самым, подготавливая молодое поколение к выбору будущей профессии. Родители, участвующие в школьных делах, видят в педагогах своих помощников, и в свою очередь, такие родители становятся друзьями своим детям. Такие родители лучше понимают учителей, своих детей и их ровесников. Тем самым соблюдаются принципы сотрудничества на основе культурного общения и уважения взаимных интересов. Все взаимные претензии решаются исключительно в доброжелательной обстановке.


Мы надеемся, что ненавязчиво привнесенные в душу детей все те добрые, вечные, веками укоренившиеся семейные и народные традиции, систематичная работа педагогов, позитивный опыт и знания самих родителей посеют зерна доброты и человечности в душах детей. Ведь как приятно услышать от окружающих: «Какой воспитанный у вас ребенок!».


Приложение
Анкета



  1. Вы считаете взаимоотношения в семье:

    • очень хорошими;
    • хорошими;
    • не очень хорошими;
    • плохими;
    • не очень плохими.

  2. Считаете ли Вы свою семью дружной?

    • да;
    • не совсем;
    • нет.

  3. Какие семейные традиции способствуют укреплению вашей семьи? Перечислите их _______________________
  4. Как часто ваша семья собирается вместе?

    • ежедневно;
    • по выходным дням;
    • редко.

  5. Что делает ваша семья, собравшись вместе?

    • решаете сообща возникшие проблемы;
    • занимаетесь семейно-бытовым трудом;
    • вместе проводите досуг, смотрите телепередачи;
    • обсуждаете вопросы обучения детей;
    • делитесь впечатлениями о прожитом дне, о своих успехах и неудачах;
    • каждый занимается своим делом;
    • еще что-то (допишите) ______________________________

  6. Бывают ли в вашей семье ссоры, конфликты?

    • да;
    • часто;
    • иногда;
    • редко;
    • нет.

  7. Из-за чего возникают конфликты?

    • непонимание членами семьи друг друга;
    • неуважение, грубость, неверность, и др;
    • отказ участвовать в семейных делах, заботах;
    • разногласие в вопросах воспитания детей;
    • злоупотребление алкоголем;
    • другие причины (укажите) ______________________________

  8. Какие способы разрешения семейных конфликтов вы используете?

    • примирение;
    • совместное обсуждение ситуации и принятие общего решения;
    • естественное затухание конфликта;
    • обращение за помощью к другим людям (родителям, соседям, друзьям, учителям);
    • конфликты практически не разрешаются, носят затяжной характер.

  9. Ваши дети бывают свидетелями или участниками семейных конфликтов между взрослыми?

    • да;
    • нет;
    • иногда.

  10. Как дети реагируют на семейные конфликты?

    • переживают, плачут;
    • становятся на сторону одного из родителей;
    • пытаются помирить;
    • уходят из дома;
    • замыкаются в себе;
    • относятся безразлично;
    • становятся озлобленными, неуправляемыми;
    • ищут поддержку у других людей.

  11. Что Вы намерены делать для укрепления семейно-бытовых взаимоотношений и улучшения микроклимата вашей семьи? ______________________
Категория: Публикации | Добавил: ilbyak-school (02.05.2006) | Автор: Латыпова Алина Салиховна
Просмотров: 7843 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.3/7 |

Всего комментариев: 1
1 Рушан  
0
Салям!.Алина, ты написала не плохую статью. Было бы хорошо если дети и родители задумались о друг друге. Салям!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наверх
Форма входа
Поиск
Ссылки
Статистика
Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100
Copyright © 2006—2024 МСОШ с. Ильбяково.
При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на ilbyak-school.ucoz.ru обязательна.
Сайт управляется системой uCoz