Задачи: формирование у учащихся представлений о многообразии связей ели с другими живыми организмами леса; воспитание бережного отношения к природе. Оборудование: сказка Г.Х. Андерсена «Ель»; репродукции картин И.И. Шишкина «Ель», «Лесная глушь»; рассказ М. Пришвина «Старый гриб»; гербарии, фотографиии, рисунки мхов, черники, кислицы, сыроежек, рыжика елового, клеста, филина, синицы, королька, дятла, белки, медведя; шишки ели европейской, ели сибирской, ели голубой; шишки, поврежденные белкой, клестом, дятлом, шишковой огневкой; семена ели с крылышками. Занятие начинается с чтения сказки Г.Х. Андерсена «Ель». Эта троготельная и печальная история о том, как в лесу родилась маленькая Елочка, ее ласкало своими лучами Солнце, вокруг нее росли ее подруги, пели птицы, жужжали насекомые, мимо пробегали лесные звери. Елочка выросла и превратилась в молодое красивое деревце. И, наконец, сбылась ее мечта попасть в город, к людям, на праздник. Ель была счастлива в нарядных блестящих украшениях, но... Счастье длилось недолго: закончился праздник, и ель выбросили, как ненужную вещь. Не так ли до сих пор поступают люди, вырубая на новогодний праздник тысячи и сотни тысяч елочек? Правильно ли это? Чтобы ответить на этот вопрос, поближе познакомимся с елью.