Цель урока: Изучить действие тел друг на друга – взаимодействие тел; умения применять знания на практике, проводить анализ деятельности, обобщать, строить доказательства; воспитывать наблюдательность, активность, сообразительность, культуру речи, умение четко выражать свою мысль. Объявляю цель этого урока: «Вы уже знаете, что при равномерном движении тела движутся с постоянной скоростью. А теперь рассмотрим явления, в результате которых тело меняет свою скорость». Выдвигаю проблему урока: – Приходилось ли вам наблюдать случаи, когда тела сами по себе начинали двигаться? Некоторые учащиеся думают, что люди и животные начинают двигаться без воздействия других тел. Не утверждая и не отрицая предположений учащихся, перехожу к демонстрации опыта: на демонстрационный стол ставится тележка, а около нее – указатель положения. Обращаю внимание учащихся на то, что тележка находится в покое относительно указателя положения, то есть v=0. – Может ли тележка прийти в движение сама по себе? По единодушному мнению учащихся, это невозможно. Предлагается придумать способы, применив которые удается привести тележку в движение. Учащиеся предлагают свои варианты решения: – Толкнуть тележку рукой. – Тащить за нитку, прикрепленную к тележке. – Двигать тележку, действуя палкой. – Тележку можно двигать магнитом. Варианты ответов учащихся проверяем на опытах с тележкой и металлическим шаром. Обращается внимание учащихся на наличие второго тела, производящего изменения положения тела, то есть скорости. Делается вывод: для того чтобы скорость тела изменилась, на него должно подействовать другое тело. – Действует ли тело, которое пришло в движение, на тело, которое приводит его в движение? Наблюдая движение тележки под действием магнита, которое держим в руках, учащиеся делают вывод, что только магнит действует на тележку, а тележка на магнит не действует. Этот вывод учащихся опровергается следующим опытом: магнит, который держали в руке, положим на вторую тележку. После этого обе тележки приходят в движение. Вывод: оказывается, оба магнита действуют друг на друга. Этот вывод можно подтвердить еще одним опытом: два ученика находятся на двух легкоподвижных тележках. Когда один ученик толкает другого, оба начинают двигаться.