Проблема конфликта всегда актуальна. Ведь с конфликтом сталкивается каждый человек, будучи существом социальным. Существует много литературы по данному вопросу, но единого определения конфликта мы найти не сможем. Исследовать конфликт и его связи можно до бесконечности. В данной работе дана попытка дать определение конфликту, рассмотрены виды конфликтов, причины возникновения конфликтов, даны рекомендации по управлению конфликтами. Известно довольно много классификаций конфликтов, базирующихся на различных критериях: 1. Конфликты могут происходить внутри нас и между нами. По этому критерию выделяют внутриличностные, межличностные, между личностью и группой и межгрупповые конфликты. 2. По последствиям (негативным и позитивным) выделяют функциональные (конструктивные) и дисфункциональные (деструктивные) конфликты. 3. В соответствии с классификацией Л. Коузера конфликты могут быть реалистическими (предметными) и нереалистическими (беспредметными). Между участниками взаимодействия выделяют несколько причин конфликтов: распределение ресурсов; взаимозависимость; различия в ценностях; различия в целях; различия в способах достижения целей; неудовлетворительные коммуникации; различия в психологических особенностях. Далее рассмотрены основные последствия функциональных и дисфункциональных конфликтов, организационные (административные) и межличностные способы управления конфликтами, основные межличностные стили разрешения конфликтов (стратегий поведения в конфликтных ситуациях), правила разрешения конфликта, об умении располагать к себе людей и определение "стиля" поведения в различных конфликтных ситуациях. Важно не уничтожать все условия для возникновения конфликтов, а научиться правильно ими управлять. Чтобы направить конфликты в конструктивное русло, необходимо уметь их анализировать, понимать их причины и возможные следствия. При эффективном управлении конфликтом его последствия могут играть положительную роль. Это особенно важно при педагогических конфликтах, так как они всегда имеют воспитательное значение. |