• письменную (разделы 1-4, включающие задания по аудированию, чтению, письменной речи, а также задания на контроль лексико-грамматических навыков выпускников); • устную (раздел 5, содержащий задания по говорению).
В работу по иностранному языку включены:
− 14 заданий с выбором ответа; − 18 заданий с кратким ответом; − 3 задания с развёрнутым ответом.
Для обозначения типа заданий используются буквы латинского алфавита А, В, С, к которым добавляется соответствующий номер данного типа задания, например А1, В2, С3 и т.д.
Задания типа А – это задания с выбором ответа из нескольких предложенных. В данной экзаменационной работе представлено 14 заданий данного типа: 6 заданий на проверку аудитивных умений выпускников (раздел 1 «Задания по аудированию») и 8 заданий на проверку умений выпускников в чтении (раздел 2 «Задания по чтению»).
Задания типа В – это задания с кратким ответом, например, заполнить пропуск в тексте, преобразовав слово так, чтобы оно лексически и грамматически соответствовало содержанию текста. В работе предусмотрено 18 заданий данного типа: 2 задания на проверку аудитивных умений, 1 задание на проверку умений в чтении и 15 заданий на проверку лексико-грамматических навыков выпускников.
Задания типа С – это задания с развернутым ответом. В данной экзаменационной работе предусмотрено три задания типа С: С1 – написание личного письма в разделе 4 (задание по письменной речи); С2 – тематическое монологическое высказывание и С3 – комбинированный диалог (раздел 5 (задания по говорению).
Время выполнения первых четырёх разделов экзаменационной работы – 120 мин (2 часа).
Рекомендуемое время выполнения отдельных разделов:
Раздел 1 (задания по аудированию) – 30 мин. Раздел 2 (задания по чтению) –30 мин. Раздел 3 (задания по грамматике и лексике) – 30 мин. Раздел 4 (задание по письменной речи) – 30 мин.
Время устного ответа составляет 6 минут на одного отвечающего. Время подготовки к устному ответу: 10 минут.
За верное выполнение каждого задания с выбором ответа и с кратким ответом ученик получает 1 балл. Если в кратком ответе сделана орфографическая ошибка, ответ считается неверным. За неверный ответ или отсутствие ответа выставляется 0 баллов. В заданиях В1, В2, В3 оценивается каждое правильно установленное соответствие. За выполнение задания В1 учащийся может получить от 0 до 4 баллов; за задание В2 – от 0 до 5 баллов; за задание В3 – от 0 до 7 баллов. Максимальное количество баллов, которое может набрать учащийся за выполнение письменной части экзаменационной работы, – 55. Максимальное количество баллов, которое может набрать учащийся за выполнение устной части экзаменационной работы, – 15 баллов.
Уровень сформированности продуктивных речевых умений и навыков выпускников определяется экспертами, прошедшими специальную подготовку для проверки выполнения экзаменационных заданий по письменной речи и говорению. Особенностью оценивания заданий разделов 4 (задание С1– личное письмо) и 5 (задания С2 – монологическое высказывание, С3 – комбинированный диалог) является то, что при получении экзаменуемым 0 баллов по критерию «Решение коммуникативной задачи (содержание)» все задания оцениваются в 0 баллов.
При оценивании задания С1 следует учитывать объем письменного текста, выраженный в количестве слов. Требуемый объем для личного письма С1 – 100–120 слов. Если в личном письме менее 90 слов, то задание проверке не подлежит и оценивается в 0 баллов. При превышении объема, т.е. если в выполненном задании С1 более 132 слов, проверке подлежит только та часть работы, которая соответствует требуемому объему. Таким образом, при проверке задания С1 отсчитываются от начала работы 120 слов, оценивается только эта часть работы и выставляется соответствующая оценка по решению коммуникативной задачи.
За верное выполнение всех заданий экзаменационной работы можно получить 70 баллов.
Перед проведением экзамена устанавливается минимальное количество баллов по иностранному языку, подтверждающее освоение выпускниками IX классов общеобразовательных учреждений программы основного общего образования по иностранному языку.
Минимальная граница по иностранному языку определяется объемом знаний и умений, без которых в дальнейшем невозможно продолжение образования в старшей школе.