Государственная итоговая аттестация (в новой форме) выпускников IХ класса по химии проводится с использованием контрольных измерительных материалов (КИМ), стандартизированных по форме, уровню сложности и способам оценки их выполнения.
Каждый вариант экзаменационной работы состоит из 3 частей и содержит 22 задания. Одинаковые по форме представления и уровню сложности задания сгруппированы в определенной части работы.
Часть 1 содержит 15 заданий с выбором ответа (базового уровня сложности). Их обозначение в работе: А1, А2, А3, … А15.
Часть 2 содержит 4 задания с кратким ответом (повышенного уровня сложности). Их обозначение в работе: В1, В2, В3, В4.
Часть 3 содержит 3 задания с развернутым ответом (высокого уровня сложности). Их обозначения в работе: С1, С2 и С3.
Задания в работе расположены по принципу постепенного нарастания уровня их сложности. Доля заданий базового, повышенного и высокого уровней сложности составила в работе 68, 18 и 14% соответственно.
На выполнение экзаменационной работы отводится 2 часа – 120 минут. Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий, составляет:
1) для каждого задания части 1 – 2–3 минуты; 2) для каждого задания части 2 – 5–8 минут; 3) для каждого задания части 3 – 12–14 минут.
В аудитории во время экзамена у каждого экзаменующегося должны быть следующие материалы и оборудование:
– Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева; – таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде; – электрохимический ряд напряжений металлов; – непрограммируемый калькулятор.
Проверка ответов учащихся на задания частей 1 и 2 выполняется экспертами или с помощью компьютера.
Верное выполнение каждого задания части 1 оценивается 1 баллом.
В части 2 каждое верно выполненное задание В1–В4 максимально оценивается 2 баллами. Задания В1, В2 считаются выполненными верно, если в каждом из них правильно выбраны два варианта ответа. За неполный ответ – правильно назван один из двух ответов или названы три ответа, из которых два верные, выставляется 1 балл. Остальные варианты ответов считаются неверными и оцениваются 0 баллов.
Задания В3, В4 считаются выполненными верно, если правильно установлены три соответствия. Частично верным считается ответ, в котором установлены два соответствия из трех; он оценивается 1 баллом. Остальные варианты считаются неверным ответом и оцениваются 0 баллов.
Проверка заданий части 3 (С1–С3) осуществляется экспертной комиссией. При оценивании каждого из трех заданий эксперт на основе сравнения ответа выпускника с образцом ответа, приведенным в критериях оценивания, выявляет в ответе учащегося элементы, каждый из которых оценивается 1 баллом. Максимальная оценка за верно выполненное задание С1 составляет 4 балла, а за задания С2 и С3 – по 3 балла.
Задания с развернутым ответом могут быть выполнены учащимися разными способами. Поэтому приведенные в критериях оценивания образцы решений следует рассматривать лишь как один из возможных вариантов ответа. Это относится, прежде всего, к способам решения расчетных задач.
Полученные учащимися баллы за выполнение всех заданий суммируются. Итоговая оценка выпускника основной школы определяется по 5-балльной шкале.