Пояснительная записка к базисным и примерным учебным планам на 2011-2012 учебный год для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих в программы начального и основного общего образования
Базисный учебный план для образовательных учреждений Республики Татарстан (далее БУП РТ) разработан на основе федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации №1312 от 9 марта 2004 года и приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2011г. № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004г. №1312, Закона РТ «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан» и является основой для разработки учебных планов образовательных учреждений Республики Татарстан.
В БУП РТ предложено как годовое, так и недельное распределение часов, что дает возможность образовательным учреждениям перераспределять нагрузку в течение учебного года, использовать модульный подход, строить учебный план на принципах дифференциации и вариативности.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 1 декабря 2007г. № 309-ФЭ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» прием на обучение в соответствии с государственными образовательными стандартами в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях прекратился 30 декабря 2010 года.
Обучение лиц, зачисленных до 31 декабря 2010 года в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения для обучения по основным образовательным программам в соответствии с государственными образовательными стандартами, осуществляется в соответствии с указанными стандартами до завершения обучения.
Поэтому базисные и примерные учебные планы, утвержденные настоящим приказом, составлены для II - IV классов начальной ступени общего образования, продолжающих в 2011-2012 учебном году получение начального общего образования. Продолжительность учебного года во II-IV классах - не менее 34 учебных недель.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки.
Базисный учебный план для V-IX классов ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования и ориентирован на 35 учебных недель в год.
В БУП РТ установлено следующее соотношение между федеральным компонентом, региональным (национально-региональным) компонентом и компонентом образовательного учреждения:
федеральный компонент - не менее 75 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ общего образования;
региональный (национально-региональный) компонент - не менее 20 процентов;
компонент образовательного учреждения - не менее 3 процентов.
В федеральном компоненте БУП РТ определено количество учебных часов на изучение учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования
Национально-региональный компонент используется для изучения татарского языка как государственного, татарской литературы, истории татарского народа и Татарстана и установлен на основе Конституции РТ, Закона РТ «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан», Закона РТ «Об образовании».
На компонент образовательного учреждения по ступеням общего образования и учебным предметам отводится не менее 3 процентов. Часы компонента образовательного учреждения могут использоваться для углубленного изучения учебных предметов федерального и регионального компонентов базисного учебного плана, для введения новых учебных предметов, факультативов, дополнительных образовательных модулей, спецкурсов и практикумов, проведения индивидуальных и групповых занятий, для организации обучения по индивидуальным образовательным программам и самостоятельной работы обучающихся в лабораториях, библиотеках, музеях.