Как сформировать «социальный заказ на школу»? Должен ли он сложиться сам или его нужно формировать? Референдумом? Опросом? Или стоит выбрать наиболее достойных «заказчиков»? И может ли вообще быть некий общий заказ, пока нет суммы личных? «Вопросов много. Нужно обсуждать», — так решили в недавно воссозданной Лиге образования и предложили тему «Какая школа мне нужна?» сделать главной на традиционном Всероссийском интернет-педсовете. При этом акцент был сфокусирован на слове «мне». Отправной точкой для дискуссии стала компьютерная презентация, разработанная по заказу Лиги интернет-лабораторией «Ксан», которая обобщила распространенные фантазии школьников о процессе обучения. Участникам педсовета был предложен проект необыкновенного учебного заведения, экскурсию по которой проводят мальчик и девочка. Они не просто рассказывают о своей чудо-школе, но задают множество вопросов по существу. Все эти вопросы на Всероссийском интернет-педсовете — 2006 были сформированы по итогам форумов, которые были названы аналогично помещениям фантастической школы — «Большой лекционный зал», «Библиотека», «Спортивный зал», «Кухня», «Личное пространство ученика», «Главный вход». Участники обсуждения в розовом свете расписывали светлое будущее российских школ и делились своими мечтами. Однако вскоре полет фантазии закономерно столкнулся с реальным положением современной школы. Участники дискуссии, описывая многочисленные проблемы, пытались найти их причины, предлагали к обсуждению собственное видение выхода из сложившейся ситуации. То есть дискутирующие, критически подойдя к своим же собственным фантазиям, приступили к обсуждению того, что можно сделать сегодня, сейчас. Оказалось, что на многие вопросы уже есть ответы. Участники форума — люди самых разных профессий, связанных со сферой образования, обладающие разным опытом. Кто-то глубоко и болезненно переживает ситуацию в своей школе и ищет выходы, другие уже определились с направлениями модернизации, третьи находятся в трудном процессе воплощения задуманного и ищут поддержки, четвертые уже видят плоды своих трудов и готовы поделиться опытом с коллегами. Ход дискуссии обратил внимание участников не только к накопленному опыту лучших, но и поставил вопрос о трансляции этого опыта на основную массу работников школ. Статья Натальи Скляровой на сайте pedsovet.org. |