Доступное качественное образование для учеников сельских школ и детей из малообеспеченных семей - этот болезненный вопрос стал одним из центральных на итоговой коллегии Министерства образования и науки Татарстана, состоявшейся 22 января в Казани. О проблеме качественного образования для сельчан первым на коллегии упомянул в своем докладе министр образования и науки Раис Шайхелисламов. Говоря о том, какие требования предъявляются нынче к содержанию начального образования (иностранный язык с 1 класса, информатика - с 3-го), министр посетовал: у малокомплектных сельских школ нет возможности содержать в штате отдельных педагогов по этим предметам. Значит, республиканским педвузам и педколледжам надо готовить для таких школ учителей "широкого профиля" - чтобы могли, кроме родного языка, литературы и математики, дать детям и основы английского с информатикой. Позже тему продолжил участвовавший в коллегии первый заместитель Премьер-министра республики Равиль Муратов. Когда министр упомянул о грантах Правительства республики на обучение одаренных студентов и аспирантов за границей, он поинтересовался: а сколько среди тех, кто поехал за государственный счет в зарубежные вузы, выходцев из сельских школ и из малообеспеченных семей? - Мало, - признался министр. - А ведь у нас должно быть равнодоступное качественное образование, - заметил Равиль Муратов. - Чтобы одаренные дети из села и из категории малообеспеченных могли развивать свои таланты, получать высшее образование. Вице-премьер привел при этом данные образовательного рейтинга, составленного по инициативе Государственного университета - Высшей школы экономики при участии Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию. По нему выходит, что по доступности образования Татарстан занимает только 22-е место среди других регионов России. И хотя Раис Шайхелисламов пояснил собравшимся, что данные этого рейтинга по всем параметрам вызвали у республиканских педагогов много вопросов и сомнений, Равиль Муратов посоветовал министерству все же внимательнее посмотреть на свою работу критическим взглядом со стороны. - Сегодня и среди участников многочисленных конкурсов, олимпиад преобладают либо дети педагогов, либо школьники из обеспеченных семей - те, кто имеет возможность дополнительно заниматься по индивидуальной углубленной программе, - констатировал, рассказывая об опыте работы с одаренными детьми, начальник Вахитовского районного отдела образования Казани Андрей Поминов. - Видимо, надо открывать центры для одаренных детей интернатного типа, где могли бы учиться в том числе и сельские школьники. Вообще, проблема доступного и качественного образования на селе требует серьезных изменений в организации работы педагогов. Об этом в заключительном слове на коллегии сказал Премьер-министр республики Рустам Минниханов. - Не может школа, где учатся десять детей, дать нормальное образование, - заметил он, затронув, таким образом, еще одну болезненную проблему - оптимизации сельских школ. И добавил, - занимаясь оптимизацией, Правительство не собирается сокращать расходы на образование. Но оно планирует отслеживать эффективность этих расходов. Чтобы деньги не уходили в никуда, а обеспечивали действительно качественную подготовку школьников. Полный текст статьи Евгении ЧЕСНОКОВОЙ на сайте Республика Татарстан |