Как сегодня изучать географию в школе? Что надо поменять в содержании? Когда ЕГЭ по географии станет обязательным? Какие темы изучать на базовом и углубленном уровнях? За чей счет проводить школьные экспедиции и походы? Нужен ли обобщающий курс по этому предмету в 11-м классе? Все эти вопросы обсуждались на Всероссийском съезде учителей географии, который прошел в МГУ.
По сути участники съезда работали над проектом Концепции географического образования, которая станет основой для новых программ и учебников. Что предлагает Концепция? Сделать экзамен по географии обязательным после 9-го и 11-го классов, добавить в программу подготовку географических проектов, разделить географию на базовый и углубленный уровни и изучать в зависимости от уровня по 2-3 часа в неделю. Плюс добавить в региональные программы курс "География родного края" в 8-9-м классах и выделить на это один дополнительный час в неделю.
- Над географией возникла угроза из-за непродуманных реформ в школе. При этом география - не просто запоминание осадков и температуры, она была и остается предметом, формирующим сознание и отношение человека к жизни. Это базовый предмет. Мне жаль, что в последние годы география в школе была отодвинута на второй план, - обратился к участникам съезда ректор МГУ Виктор Садовничий.
Географическая безграмотность нынешних школьников просто пугает: есть ученики, для которых "Рассея - территория от Волги до Енисея". И в том, что "землицу Алясочку" продала Екатерина II, а не Александр II, у них нет никаких сомнений.
К сожалению, география сегодня - далеко не самый популярный предмет у школьников, и выбирают ЕГЭ по этому предмету лишь 2-3 процента. Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов уточнил: "Это всего 18 тысяч человек".
Правда, есть хорошая новость по 9-м классам: как только выпускникам предложили выбирать кроме русского и математики еще два любых школьных предмета, 27 процентов решили, что будут сдавать экзамен по географии. Есть еще один плюс: как только после 11 классов появился ЕГЭ, курс географии в большинстве школ стал заканчиваться не в 10-м классе, как раньше, а в 11-м, и школы пошли на это сознательно - никто не заставлял их менять учебные планы.
- В этом году впервые пройдет Всероссийская проверочная работа по географии в 11-х классах. В следующем году мы проведем Национальное исследование качества географического образования в 7-8-м классах, - рассказал глава Рособрнадзора Сергей Кравцов.
Но проблем за последние годы накопилось все же очень много. По мнению учителей, на географию отпускается слишком мало часов. В 6-м классе, например, всего 34 - один урок в неделю. За это время надо успеть пройти не только самый сложный раздел курса - физическую географию, но и выполнить 10 практических работ. "Когда их делать?"- возмущаются педагоги.
Программы составлены так, что на 5-6-е классы приходятся самые трудные, требующие аналитики темы. Дети вычисляют относительную и абсолютную влажность воздуха, атмосферное давление, зубрят типы облаков, но не знают, где находится Сибирь, не могут перечислить крупные города Дальнего Востока, не знают столиц российских регионов. Да, знания о земле - это база, по такому же принципу учили и нас, и наших родителей, но нынешние дети очень изменились. Или надо иначе давать этот материал, или пересмотреть методику, ведь в средней школе самое важное - удержать интерес к предмету.
- Надо обновлять содержание по географии. Появилось много нового, изменилась мировая геополитика, есть необходимость отдельно говорить о месте России в мире, экономике нашей страны. - считает учитель географии из города Сафроново Смоленской области Галина Шалобанова. - Какие-то темы из 6-го класса можно перенести в 7-8-е классы. Есть необходимость давать основы современной политической карты мира на уроках географии.
По мнению педагога, история и география должны быть теснее связаны. "У меня в кабинете висит прекрасное изречение: "История - география во времени, география - история в пространстве, - рассказала Галина Шалобанова.- Оно может стать основой для нового подхода к предмету".
- Нужен упор на изучение России. Эти темы даются только в 9-м классе, это поздно, я даю в 8-м. Ученики учат российские регионы и столицы,- говорит учитель географии из Зеленограда Вера Дмитриева. - К сожалению, есть родители, которые на собрании возмущаются: "Зачем вы это все даете? Зачем это нужно?"
Педагоги считают, что география могла бы стать вступительным экзаменом на "международных отношениях", "управлении", "туризме", других вузовских направлениях.
- Концепцией развития географического образования предлагается введение обязательного экзамена по географии в 9-х и 11-х классах. Эта инициатива хорошая, но она требует детального обсуждения. - высказала свое мнение министр образования и науки Ольга Васильева.