Только ленивый еще не вышел с предложением чего-нибудь в школе подкорректировать
Этой весной какой-то повальный зуд реформировать школу, ничего в ней не меняя. Коммунисты предлагают ввести уроки земледелия, депутаты Госдумы — вернуть начальную военную подготовку (чтобы разбирали автоматы Калашникова, тянули носок на плацу и кидали гранату подальше). Совсем свежее: Общественная палата хочет запустить "Нравственные основы семейной жизни" (а заодно и проверки «нравственного облика учителей» на детекторе лжи). Депутаты московские — уроки толерантности. Еще собирались продлить «Основы религиозных культур и светской этики» до десятого класса (сейчас — одна четверть в 4 классе и одна в 5-м). А сколько модернизировали физкультуру! Занятия бадминтоном, борьбой, художественной гимнастикой и черлидингом пытались впихнуть между прыжками через коня и подтягиванием на перекладине.
В общем, хочешь прослыть современным и патриотичным — предложи чего-нибудь в школе подкрутить. И за умного сойдешь, и прессу соберешь, и никаких неприятностей не прилетит: «Я же только хорошего хотел, а это злобный Минобр доброе дело загубил — не допустил в школу росток нового».
На самом деле школа уже забита под завязку всякой всячиной. По последним исследованиям Организации экономического сотрудничества и развития, российские ученики (если выполняют все, что положено по программе) загружены до 52 часов в неделю. Напомню: по закону рабочая неделя взрослых длится 40 часов. Благо бы долгое сидение над учебниками давало результат. Так нет — наши во многом уступают сверстникам из Финляндии, Южной Корееи Японии и Германии — где над домашними заданиями сидят втрое меньше, а программу знают гораздо лучше.
- Как же, у нас и НВП была, и астрономию мы проходили, и арифметику с ботаникой и при этом лишнего за партой не сидели! - вспоминают аксакалы советской школы.
Но тогда не было информатики, не было обстоятельного курса «Основы безопасности жизнедеятельности», не было экономики. И вообще не было профильных старших классов с углубленным изучением предметов. Возвращаться в заманчивое прошлое, выкинув планшеты, смартфоны и электронные дневники?
В общем, как говорил кот Матроскин, «чтобы продать что-то ненужное, нужно сначала купить что-то ненужное». А чтобы ввести новый предмет, нужно какой-то старый из программы изъять. Ну и еще потратить немалые деньги на разработку нового курса, на подготовку учебных программ и переподготовку учителей.
Спору нет — школьную программу хорошо бы вытащить на свежий воздух и примерно перетряхнуть, выбив устаревшее, скучное, постылое. Чтобы учиться было интересно, полезно и весело. Мы ведь за что в конце концов боремся? Чтобы дети наши были успешны, чтобы детство их было здоровым и счастливым! И чтобы они все-таки знали, почему нельзя засовывать пальцы в розетку.
Вот исходя из этой аксиомы и стоить подумать, какую пользу могут принести занудные уроки, на которых талдычат прописные истины. Может лучше углубить преподавание русской литературы (вот она-то — про нравственность и основы семейной жизни)? Больше практики добавить в биологию (вот и земледелие — на грядке на пришкольном участке)?
Слава богу, что хоть историю как предмет привели в порядок, создав концепцию и написав новые учебники...