Жил в старину на свете бедный старик. Было у него четыре сына. Умер старик, и досталось от него четырем сыновьям наследство — беленький козленок. Славный был козленок, да захромал как-то на заднюю ножку. Братья пожалели его, смазали ногу мазью и перевязали тряпочкой.
Но всякое наследство надо делить. Стали братья между собой делиться. Здоровую заднюю ногу решено было отдать старшему, две передние ноги — двум средним, а хромую заднюю ножку — младшему брату. Поделили козленка и начали его растить. Кормили травкой, поили свежей водицей да айраном, а по вечерам укладывали спать в тепле — у очага.
Вот однажды, когда лежал беленький козленок у очага, выпал оттуда уголек. Загорелась тряпочка на ноге козленка. Подпрыгнул козленок от боли, заметался, выбежал из сакли и поскакал в поле.
А в поле стояли стога, и козленок, прыгая вокруг них, поджег те стога.
Стога принадлежали хану. Рассердился хан. Велел узнать, кто поджег сено, назначил суд и призвал к себе всех четырех братьев.
— Возместите мне убытки, не то брошу вас в темницу.
— Да, да, заплатите, а не то вас всех бросят в темницу,— в один голос подхватили ханские судьи.
— За эти стога, милостивый хан, мы платить не должны,— ответили три старших брата.— Правда, козленок нам всем достался от отца в наследство. Но мы его уже между собой поделили. Задняя нога, на которой загорелась тряпочка,— это имущество младшего брата. Ему и платить!
— Мне все равно, кто заплатит,— согласился хан.— Пусть платит младший.
И все ханские судьи согласно закивали головой:
— Пусть платит младший. Мудрому хану все равно!
«Где мне, бедняку, тягаться с ханом! — подумал младший брат.— Придется, видно, платить». И, не сказав больше ни слова, покинул ханский дворец. По дороге встретился ему старик нищий.
— Куда ты идешь, сын мой, и почему так печален? — спросил старик.
Рассказал младший брат о беде, что нежданно упала на его голову.
— Э, сынок! Напрасно ты согласился платить! Главный ответчик не ты, а три твоих старших брата. Почему? Я отвечу тебе... Если бы у вашего козленка была только одна нога — хромая, хозяином которой считаешься ты, козленок не смог бы ускакать в поле, и ты потушил бы тряпочку. Козленка привели к ханским стогам три здоровых ноги. А хозяева их — твои старшие братья.
Вернулся вне себя от радости младший брат в ханский дворец и закричал:
— О хан мой! Суд был неправильный! Верно, твои стога загорелись от хромой ноги нашего козленка. Но ведь нога эта не сама в поле пришла? Ее принесли три здоровых ноги! А хозяева этих трех ног — мои старшие братья.
Созвал хан вновь своих судей, велел заново судить. И пришлось старшим братьям платить долю наравне с младшим.
Хромая-то нога не виновата. |