Среда, 18.06.2025, 14:08:45   Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Разделы дневника
Русские народные сказки [317]
Сказки русских писателей [205]
Татар халык әкиятләре [54]
Татарские народные сказки о животных [39]
Татарские народные волшебные сказки [40]
Татарские народные бытовые сказки [148]
Сказки народов мира [1070]
Литературные сказки зарубежных писателей [343]
Дөнья халыклары әкиятляре [241]
Разное [3]
Юмор [14]
Шигырьләр [21]
Стихи [8]
Хикәяләр [64]
Рассказы [12]
Книга о воспитании [11]
Каюм Насыри
Татар халык легендалары [37]
Татар халык мифлары [28]
Мәкальләр һәм әйтемнәр [193]
Татар халык иҗаты
Риваятьләр [258]
Татар халык иҗаты
Татар халык табышмаклары [29]
Татарские народные загадки [36]
Халык афоризмнары [33]
Татар халык мәзәкләре [19]
Татар халык дастаннары [32]
Татар халкының бәетләре һәм мөнәҗәтләре [6]
Тамашалы уеннар [40]
Җырлы-биюле уеннар [44]
Зиһен сынаш уеннары [36]
Хәрәкәтле уеннар [75]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 6531
Посетители
Онлайн всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1
 Дневник
Главная » 2025 » Апрель » 13 » БЕЗГОЛОВЫЕ ЛЮДИ
БЕЗГОЛОВЫЕ ЛЮДИ
07:42:29
В древние времена не хватало соли. За солью ездили невесть куда, задорого ее покупали, а купцы еще дороже перепродавали.

В одной деревне сошлись как-то трое башковитых людей. Посоветовались они между собой и решили соль посеять, чтобы разбогатеть. Хлеб ведь, как известно, выращивали, почему бы и с солью того не сделать?

Купили, значит, трое наших друзей соль, покрупнее да позернистее, и засеяли в обработанную землю. Не терпится им увидеть, как соль расти будет, всходы даст, поэтому что ни день по очереди приходят на участок, разглядывают.

Пришел однажды один из них на зорьке, видит: соль и впрямь всходы дала — загляденье. А это снег накануне выпал. Прибежал, радостный, к своим товарищам и торопит:

— Идемте, соль-то наша красивые всходы дала, по очереди сторожить будем, как бы не позарились, не украли.

Быстренько собрались и пошли сторожить. Еще издали увидели ровное «соляное» поле. Довольные шагают трое друзей. Подошли к участку, чьи-то крупные следы через все поле протянулись к лесу. Оказывается, в этом месте медведь проходил, иногда он, как человек, ходит на задних лапах. Умники наши следы медведя приняли за следы вора.

— Смотри, глубоко проваливался: видно, этот вор большой мешок тащил, — сказал один.

— Давай догоним, еще не успел далеко уйти, — поддержал второй.

Двинулись, увязая в рыхлой, вспаханной земле, — за звериным следом. Дошли до реки. След вора здесь оборвался, у края берега.

— Ага, на лодке подъезжал, целую лодку соли нагрузил вор,— сказал один.

— И пять лодок будет, — откликнулся другой. — Не зря след глубокий, по колено. Видать, пять-шесть раз возвращался по старому следу.

— По-моему, пять-шесть воров было их, утащили пять-шесть лодок соли. Шли в один след, — подтверждает третий батыр.

Расшумелись, погорячились порядком. Решили нагнать скорее, соль отобрать, а воров самих в реке утопить. Только вот как реку перейти? Наша река Тара в те времена была и глубокой, и широкой, и быстрой.

Стали совет держать наши батыры и надумали по одному реку переплыть верхом на бревне. Можно бы, если поискать, мост и даже мосток найти или на худой конец поваленное дерево — да ведь время не терпит. Ищи свищи лотом этих соляных воров!

Ладно, на бревно нужно садиться. А кому первому? Никто плавать не умеет.

— Эге! — молвит первый. — Жребий кидаем.

Тянут жребий. Кому достался, того посадили верхом на бревно. А чтобы в воду не упал, когда бревно оттолкнут, связали тому приятелю ноги под бревном — и трогай, в путь! Отплыл на бревне батыр. Но что за напасть? На середине реки бревно перевернулось, и бедняга головой в воду ушел, ноги только кверху торчат.

— Эх, дурень! Не успел переплыть — лапти начал сушить! — кричат оставшиеся на берегу.

— Недокумекал! Надо бы мне поплыть, — сетует один из них.

Кричат, зовут, даже угрожают. Обещают при дележе половину урожая соли отдать. А тот знай лапти сушит. Раза два болтанул ногами и сушит, вроде бы говорит: чего, мол, орете, разве в мокрых лаптях воров догонишь, нечего кричать.

Так и остался лапти сушить. А два батыра, ругаясь, побрели по берегу переход искать. Долго искали. Наконец, приметили валявшуюся лиственницу и на ней на ту сторону переправились. С великим трудом место отыскали, где следы должны продолжаться. Товарищ на воде все лапти сушит.

— Ладно, узнали мы, каков ты товарищ, ты нам не подходишь, ищи соль у себя под носом! — и двое батыров отправились по следу догонять воров.

След, петляя, повел их через лес, через ямины-колдобины и вывел к одному месту. Там дыра, человек может пролезть. Здесь след кончился.

— Вот где, видишь, сложили нашу соль, жулики! — закричали догоняющие.

Один посоветовал:

— Давай-ка, разделаемся с ними и соль обратно унесем.

Засунули в дыру палку — глубоко, дна не достанешь. А внутрь залезать робеют. Снова жребий кинули. Одному жребий выпал. Трясется, в яму собирается лезть.

— Ты ногами не опускайся, — советует другой, который наверху остается.— Как же я тебя за голову держать буду? Более того, сподручнее будет вора схватить.

Так и согласились: в яму головой вперед.

— Передавать будешь воров по одному. Я тебя за ноги потом вытащу, — предлагает тот, который наверху. — Как схватишь вора, дрыгни ногами. Я и вытащу. А после я тебе мешки для соли буду передавать.

Прошептал батыр молитву и головой в дыру полез, а другой его за ноги держит. Пять минут не прошло, дернул первый ногами, как было условлено, сигнал: вытаскивай, значит. Охая, тащит другой. Глядь: ни вора нет, ни товарищевой головы. В берлогу к медведю угодил, косолапый ему голову лапой и отмахнул.

Оставшийся товарищ гадает: «Была у него голова или нет? В спешке не обратил я внимания».

Оставил напарника валяться у берлоги, отправился в деревню. Всю дорогу думает: «Была или не была? Ладно, у его жены спрошу, нечего голову ломать».

Сначала зашел к жене первого товарища, который на бревне остался
:
— Вернулся? — спрашивает у бабы.

— Нет, еще не возвращался, — отвечает та.

— Он на бревне плавал, лапти остался сушить. А мы вот за солью ходили. Плохим артельщиком муж-то твой оказался. Как вернется, непременно ко мне его пошли, я с ним по душам поговорю.

Дальше идет, к жене второго товарища.

— У мужа твоего голова была или нету, когда мы соль смотреть отправлялись?

— Не приметила я, али была, али нет. А так башкастый был человек, — отвечает жена второго товарища.

— Ничего, голова отыщется. Потом, слышь, ко мне пущай зайдет, посоветоваться надо.

И домой отправился.

Вот какие безголовые люди были в древние времена.

Категория: Татарские народные бытовые сказки | Просмотров: 12 | Добавил: ilbyak-school | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наверх
Календарь
«  Апрель 2025  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Форма входа
Поиск
Ссылки
Статистика
Copyright © 2006—2025 МСОШ с. Ильбяково.
При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на ilbyak-school.ucoz.ru обязательна.
Сайт управляется системой uCoz