Сатирическая сказка.
Женился раз один парень. Досталась ему в жены красавица. Зажили они дружно, счастливо, небольшой дом себе построили.
А по соседству мулла жил. Молодая женщина к его колодцу за водой ходила. И надо же, приглянулась она мулле. Вот ведь распущенность до чего доводит: разгорелись у старика глаза на чужую жену. Только ступит она с ведрами и коромыслом к нему во двор, он сразу покашливать начинает. Терпела молодица, терпела да и пожаловалась мужу:
— Скажи, как быть? Только завидит меня мулла-абзый тут же начинается: «кхе» да «кхе». При других-то женщинах не кашляет.
А супруг у нее смелый и вообще крутой мужик был.
— Ты тоже покашляй в ответ, — говорит. — После расскажешь, что из этого получится.
|
Сатирическая сказка.
В одном ауле жил один очень бедный человек. Были у него жена, сын. Немного погодя этот бедный агай скончался. Жена и сын Зариф остались в очень тяжелом положении. Просили они милостыню, жили впроголодь. С двенадцати лет мальчик начал пасти овец односельчан. Проходили годы, малай вырос, стал джигитом. Был самым лучшим, самым красивым, но и самым бедным джигитом аула. Джигит влюбился в дочь муллы, стало просто невтерпеж ему. Не вытерпел и сказал матери:
— Мама, дорогая, так-то вот и так, иди ты свахой к мулле, может, он отдаст свою дочь за меня?
Что же делать матери? Говорила и так, и сяк, но когда сын стал упрашивать, согласилась:
— Ладно уж тогда, попробую схожу.
|
Сатирическая сказка.
Был у муллы широкий луг. Пришло время сено косить. А луг большой, одному батраку никак не осилить, и работников в разгар сенокоса не найти. Пригорюнился мулла. А тут через деревню табор проезжал. Остановил мулла одного цыгана и говорит:
— Послушай-ка, друг цыган, чем так вот по свету без дела слоняться, не хочешь ли у меня поработать, сено покосить?
— Отчего же не поработать, мулла? — отвечает цыган.
Поторговались они и сошлись на пятидесяти рублях.
|
Сатирическая сказка.
Сказывают, что, в самой середине лета ровно в полночь расцветает папоротник. Если пойдешь в лес, найдешь его и возьмешь цветок в рот, становишься будто бы невидимым.
Услышав об этом, один мулла начал мечтать о том, чтобы добыть этот цветок папоротника, но не хватает смелости идти в дремучий лес, боится. И на самом деле, дело это, оказывается, очень опасное. Надо прочитать молитву, начертить круг среди папоротников, в этом круге сидеть очень тихо. Если, испугавшись, позовешь товарищей или сойдешь с круга, то джинны тут же разорвут тебя на части.
|
Сатирическая сказка.
Давным-давно это было. В деревне тогда что ни улица — то мечеть, что ни мечеть — то один или два духовных лица добрым людям головы морочили. Жил в те времена мулла один. Очень любил он в мечети с проповедями выступать. Вот и говорит однажды:
— Кто сделает мулле подношение, тому Аллах в десять раз больше даст.
Услышал это мужик, что за печкой дремал. Приходит домой, жене рассказывает. И решили они отдать мулле единственную корову, в надежде получить за нее от Аллаха десять. Обрадовался мулла, длинную благодарственную молитву прочитал, много благ мужику посулил.
|
Сатирическая сказка.
Похоронили братья отца. Старший Хайбуш был скряга из скряг, ничего не дал он доброму Гали из отцовского добра и выгнал из дому — живи, как знаешь.
Пошел Гали в батраки, работает, не ленится, день и ночь на бая спину гнет. Скопил деньжат, дом построил. А там вскоре женился на дочке такого же, как сам, бедняка. Живут они дружно, счастливо. Но вот зима пришла, лютые затрещали морозы. Кончились у Гали дрова. Пошел он в лес, нарубил дров, а как домой их доставить, не знает. Нет у него ни лошади, ни саней. Идет Гали к Хайбушу.
|
Сатирическая сказка.
Человек по имени Шакир нанялся к мулле в работники за пятьдесят рублей. Думает этот бедняк: «Как же можно жить на пятьдесят рублей с четырьмя детьми? Нет, так невозможно, надо что-то придумать».
У муллы был очень хороший лисий тулуп. Висит в передней. День думал бедняк, два думал, на третий день решил: «Надо этот тулуп стянуть, будь что будет, по меньшей мере сто рублей дадут». Унес он тулуп. Унес на базар, продал за сто рублей и деньги отдал жене. Сам в тот же день уехал на сторону на заработки.
|
Сатирическая сказка.
В одной деревне была у бедняка красивая и проворная дочка. Позарился на девушку старый мулла. Несколько раз засылал он к бедняку сватов, сулил большие деньги, но тот ни в какую не соглашался.
— В священном писании сказано, — отвечает он сватам, — не то что человека, собаку за деньги продавать — большой грех. Не могу я насильно выдать дочку за старого муллу, пусть сама выбирает, кто ей по душе.
Разозлился мулла. «Добром отдать не хочешь, — думает, — я и силой возьму».
|
Сатирическая сказка.
Жил один крестьянин. Не было в деревне человека благочестивее его, день и ночь не сходил с молитвенного коврика. И все просил Аллаха:
— О всевышний! Убереги от горя-злосчастья, не лишай счастья, пошли достаток и благополучие.
Надоело это жене. Что толку целыми днями бить поклоны, о еде ведь тоже надо заботиться. Говорит она мужу:
— Проси Аллаха: «Упаси меня от женских козней, о всевышний».
|
Сатирическая сказка.
Жил в старину бедный крестьянин. Детей у него не было, вековали они с женой вдвоем. Крестьянин рыбу ловит, охотится, а жена, что бы он ни приносил, к соседям бежит: «Муж рыбы наловил, дайте сковороду» или «Муж зайца принес, жаровню не дадите ли?» Очень не нравилось это крестьянину и стал он подумывать, как бы жену вразумить.
Ходил он раз по лесу и набрел на клад. Забросал его хворостом и призадумался: деньги надо как-то в деревню доставить, да так, чтобы никто о них не узнал. Долго ломал он голову и решил провести болтливую жену хитростью.
|
Сатирическая сказка.
В давние времена жили два брата. Один был очень богат, а другой — беден. Богатый брат в город переехал, хоромы себе отстроил, в купцы записался. А у бедного —ни кола, ни двора. До того беден, что куска хлеба не имеет. Сидят дети вокруг стола и плачут. Вконец измучился бедный брат, пошел к реке рыбу ловить. Не попалась ему ни одна рыбка. Вернулся он домой и сказал жене:
— Не пойти ли мне, жена, к брату?
— Ладно, иди, — сказала жена.
Пришел бедняк в город пешком, отыскал брата. Рассказал ему о своем житье-бытье и взмолился:
— Помоги, братец, горю моему, дай что-нибудь. Дома ни крошки хлеба, жена с детьми сидят голодные.
|
Сатирическая сказка.
В древние времена, когда коза была командиром, сорока —заседателем, журавль — губернатором, когда падишахи пили, а дела развалили, баи (богачи) были дурными, а бедняки умными, жил, говорят, один бай.
Был этот бай совершенно неумным, был он очень жадным. У этого бая была привычка, кого бы он ни нанимал, платить в месяц один рубль, говорят. Поэтому у него ни один работник не задерживался, самое большее — работал всего один месяц, говорят.
Как-то однажды пришел один работник и нанялся, говорят, к этому баю на работу. Один месяц работает, второй месяц работает, третий месяц работает, работу выполняет очень хорошо. Жадный бай его очень полюбил, тем не менее за работу не платил. Когда прошло четыре месяца, получая плату за работу, этот работник очень глубоко вздохнул, говорят.
|
Сатирическая сказка.
Один человек шел из одной деревни в другую. По дороге устал он и присел отдохнуть. Тут у него из кармана выпала золотая табакерка с изображением ангела на крышке. Человек отдохнул и пошел дальше своей дорогой.
А тут неподалеку паслось стадо коров. Пастух, переходя с места на место, набрел на оброненную путником табакерку. Глядит: в траве поблескивает что-то. Пригляделся, а перед ним образ ангела лежит.
|
Сатирическая сказка.
В древнее-древнее время, когда коза была командиром, когда ворона была караульщиком, когда сорока была сотником, когда утка была урядником, когда гусь был караульщиком, когда муравей был барабанщиком, жил-был один Алдар-обманщик.
В одно время мимо дома этого обманщика ездил купец. Дом обманщика под горой, а на горе лес. Обманщик каждый день ходил в лес. Брал с собой сани, рубил дрова, накладывал на сани, садился на дрова и съезжал с горы. Вот однажды тот купец как раз подъехал туда в такое время, когда Алдар возвращался домой с рубки дров. Обманщик скатился на санях во двор. Сани его потом, уткнувшись в поленницу, остановились, а сам он говорит при этом: «Тпррр!»
|
Сатирическая сказка.
В стародавние времена, когда козел был командиром, сорока — сотником, жаба — плотником, утка — урядником, жил, говорят, Алдар, большой плут и обманщик. И не было человека, кто мог бы перехитрить или провести его.
Вот однажды мулла (служитель культа в исламе) из соседней деревни говорит своей остабике (жена муллы):
— Только и слышу разговоры, что Алдар да Алдар. Съезжу-ка я да попробую сам надуть его.
— Что ж, — говорит жена, — съезди, попытай силы.
|
Сатирическая сказка.
Жил-был царь. Он каждый год собирал на майдане (арена, плац, сход) народ. Царь ставил перед народом большой кузов с золотом и объявлял: кто расскажет ему такую небылицу, что он невольно скажет «не может быть» — тот человек может взять это золото и уйти. А если небылица будет правдоподобной, и царь скажет «может быть» — того накажут смертной казнью.
Вот однажды этот царь по своему обычаю собрал народ на площади, поставил большой кузов с золотом и стал зазывать рассказчика небылиц. Рассказчика не находилось. На другой день царь опять сделал то же самое, но рассказчика не нашлось. На третий день вышел некий Таз.
|
Сатирическая сказка.
В древние-предревние времена один бедняк пахал землю сохой вдоль дороги. Видит он, что по дороге едут на тройке. Увидел их и стал погонять свою лошадку, как бы желая ближе к дороге подойти. Но вдруг оставил лошадь и отбежал в сторону. Отбежал немного и, сняв шляпу с головы, накрыл что-то на земле.
Ездоками оказались помещик и его кучер. Помещик сказал своему кучеру:
— Спроси у мужика, что он поймал.
|
Сатирическая сказка.
Сказывают, будто в старые времена людей судили не как теперь. Стоило человеку чуть-чуть ошибиться, как его тут же хватали и в суд тащили. Велика ли, мала ли его вина, никого не интересовало. В любом случае в шапку две бумажки бросали, на одной значилось «казнить», на другой — «помиловать». Какую человек вытянет, так тому и быть.
Вот один помещик доставил в суд своего крепостного.
— Этот человек, — говорит он, — мужиков моих мутит, против меня подбивает.
Подговорил он судей, а те в шапку обе бумажки со словом «казнить» положили.
|
Сатирическая сказка.
Недалеко от города деревня лежит. А в деревне старичок живет. Не пашет, не сеет, двух быков имеет да дочку пятнадцати лет растит. Быков в телегу запрягает, в лес отправляется. Дрова сухие собирает, в воз складывает, на базар в город везет. Так и живет.
Едет однажды старик на базар. Становится у воза — покупателей дожидается. В это время бай (богач) появляется.
— Дрова продаешь? — спрашивает у старика.
— Продаю, — отвечает тот.
|
Сатирическая сказка.
Во времена царя Николашки жил в одном ауле (деревне) бай (богач). Была у него дочь Марьямбану. Жадность одолела этого бая и говорит он как-то своей жене:
— Э-э, жена, шестнадцать лет уже нашей Марьямбану. Давай, — говорит, — подыщем какого-нибудь бедняка, посулим, что возьмем его в дом примаком. Пусть работает задаром, на богатство наше польстясь, а потом прогоним его ни с чем.
|
Сатирическая сказка.
Плотник из одной деревни возвращался из лесу, свалив на дроги три толстых бревна. В это время показалась добрая тройка коней, запряженная в тарантас. На облучке два кучера сидят, в тарантасе — один ездок. Он оказался богачом, который правил в этих местах. С тарантаса один из них громко крикнул:
— Эге-гей, освободи дорогу!
Плотник признал барина и умоляющим голосом попросил:
— Барин, груз у меня тяжелый, как-нибудь объезжай уж.
|
Сатирическая сказка.
В давние-давние времена жили, сказывают, девять Тукылдыков — дубин бестолковых и один Мимылдык — скромный добряк. На пропитание себе они добывали промыслом — заготавливали в лесу дрова, а потом их сбывали. У Тукылдыков-то, видать, никак дела не шли на лад. Стучат себе попусту, «тук» да «тук», а пока они вдевятером успеют девять саженей дров нарубить, Мимылдык-то, глядишь, и один все десять отмахает. Дюже злило это тех, покоя им не давало. Вот и решили они однажды отомстить за все Мимылдыку: посреди ночи отправились в лес, на вырубку, и подожгли сто его саженей.
Мимылдык встал себе поутру и в лес пошел, на дрова свои посмотреть. И что же он видит: там, где вчера была поленница, одни угли чернеют. Мимылдык же, как ни в чем не бывало, запряг свою лошадь, поставил на арбу (телегу) чуман (короб для груза) погрузил в него весь уголь, сверху торбышой (большое покрывало из грубого холста) покрыл и поехал по деревням.
|
Сатирическая сказка.
Давным-давно когда-то жили, говорят, очень богатые муж и жена. Оба были злые-презлые и очень жадные. Поэтому в самую пору летних работ убежал от них работник. Ждали они, ждали, когда придут наниматься на работу, да только никто не показывался. Решили они тогда сами поискать работника и пошли в соседнюю деревню.
Пришли туда и видят — у домика без двора и без ограды джигит сидит. Сам здоровый такой, а весь в лохмотьях. Подошли к нему бай (богач) с женой и стали расспрашивать.
— Нам нужен работник, как тебя зовут?
— Шомбай, — говорит джигит.
|
Сатирическая сказка.
Давным-давно жил один бай (богач) по имени Атбасар, который держал табун лошадей. И бай, и его жена славились своей алчностью.
Как-то в разгар лета байский пастух поругался с хозяином и ушел от него. Остался бай без пастуха. Прослышал о том один джигит и пришел наниматься к баю в работники.
|
Сатирическая сказка.
Понадобился одному баю (богачу) работник. Пошел он в поисках в соседнюю деревню. Видит: стоит джигит, ворота собой подпирает.
— Друг, — кличет бай, — есть тут у вас человек, который в работники пошел бы?
— Отчего же нет. Нас вот, к примеру сказать, трое братьев. Я сам могу в работники пойти. Только опять же, плата какова?
Бай говорит:
— Плата такова: за домом у меня черемуха растет, ежели сядет на нее соловей, запоет свои песни, — двести рублей тебе. Но, ты, однако, не должен обижаться. Обидишься, заропщешь — двести рублей с тебя.
|
|