Четверг, 19.06.2025, 11:32:42   Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Разделы дневника
Русские народные сказки [323]
Сказки русских писателей [205]
Татар халык әкиятләре [54]
Татарские народные сказки о животных [39]
Татарские народные волшебные сказки [40]
Татарские народные бытовые сказки [148]
Сказки народов мира [1070]
Литературные сказки зарубежных писателей [343]
Дөнья халыклары әкиятляре [241]
Разное [3]
Юмор [14]
Шигырьләр [21]
Стихи [8]
Хикәяләр [64]
Рассказы [12]
Книга о воспитании [11]
Каюм Насыри
Татар халык легендалары [37]
Татар халык мифлары [28]
Мәкальләр һәм әйтемнәр [193]
Татар халык иҗаты
Риваятьләр [258]
Татар халык иҗаты
Татар халык табышмаклары [29]
Татарские народные загадки [36]
Халык афоризмнары [33]
Татар халык мәзәкләре [19]
Татар халык дастаннары [32]
Татар халкының бәетләре һәм мөнәҗәтләре [8]
Тамашалы уеннар [40]
Җырлы-биюле уеннар [44]
Зиһен сынаш уеннары [36]
Хәрәкәтле уеннар [75]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 6531
Посетители
Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
 Дневник
Главная » 2025 » Апрель » 11 » МАРЬЯМБАНУ
МАРЬЯМБАНУ
11:13:47
Во времена царя Николашки жил в одном ауле (деревне) бай (богач). Была у него дочь Марьямбану. Жадность одолела этого бая и говорит он как-то своей жене:

— Э-э, жена, шестнадцать лет уже нашей Марьямбану. Давай, — говорит, — подыщем какого-нибудь бедняка, посулим, что возьмем его в дом примаком. Пусть работает задаром, на богатство наше польстясь, а потом прогоним его ни с чем.

Жена и говорит:

— Э-э, старик, и где мы только найдем такого?

А бай отвечает:

— В том конце аула есть подходящий джигит — бедняк Ярлыахмет, позову-ка я его.

Пришел бай к Ярлыахмету:

— Эй, Ярлыахмет, сынок, — говорит, — хозяйство у нас большое, сами мы состарились, а дочке Марьямбану уже шестнадцать лет исполнилось. Поработай у нас год, а когда, — говорит, — ей семнадцать будет, мулла (служитель культа в исламе) прочитает никах (мусульманский религиозный обряд бракосочетания), и бери ее в жены. Не раздумывай, ступай к нам жить, все богатство тебе достанется.

Ярлыахмет с радостью согласился и пошел жить к баю. Работает он у бая год. Приходит однажды к Марьямбану, объясниться с ней хочет, она же гонит его прочь:

— Вон отсюда, нищая тварь, не пойду я за тебя, — говорит и хлещет его по рукам.

«Вряд ли Марьямбану моею будет, видать, зря старался, только труд свой на ветер выбросил», — подумал Ярлыахмет и опечалился.

Два года работает Ярлыахмет у бая. Марьямбану уже восемнадцать. И тут приходит к ним сват от другого деревенского бая. Приходит и говорит:

— Байский сын Касим просит отдать за него вашу дочку Марьямбану.

А хозяин притворяется:

— Разве? Мы-то прочили Марьямбану за Ярлыахмета.

— Эх, — говорит сват, — выдать дочь за голодранца все равно что погубить ее. Крапива и бедность от одного корня родятся. Бедняк и есть бедняк, никакого проку от него людям нет. — И хулит его как только может. Бедняк, дескать, всегда запуган, забит и веса никакого у односельчан не имеет. Богатого же человека сват хвалит чрезмерно.

По нраву пришлась баю речь свата. Сидит он, слушает и головой кивает. Потом встает и говорит:

— Э-э, жена, а ведь сват верно нам советует. Отдадим-ка мы дочь за Касима, а Ярлыахмета улестим подарком да в придачу сосватаем ему какую-нибудь бедную девушку, он ведь и сам бедный, пусть довольствуется тем, что дают.

Так вот. Родители объявили свату свое согласие и послали в подарок жениху полотенце и скатерть.

Сват ушел. Вернулся с пахоты Ярлыахмет, распряг лошадей и сел обедать. А бай меж тем обхаживает его и говорит:

— Ярлыахмет, сынок, надо мне что-то тебе сказать. Вот мы с женой уговорились отдать Марьямбану за бая Касима.

Услышав это, Ярлыахмет так рассердился, что швырнул плошку на пол и выскочил вон. Очень уж рассердился Ярлыахмет. Видать, любил он Марьямбану и надеялся на ней жениться.

Ладно. Выбежал Ярлыахмет из дому, бродит, не зная куда преклонить голову. Думает свои думы. Тем временем кличет его жена бая:

— Сынок, сходи-ка в лес за дровами. Жених завтра пожалует, к его приезду баню истопим.

Что поделаешь, у батрака доля такая — ступай куда посылают. Пошел он в лес за дровами. Идет. Входит в чащу. И вдруг налетела черная туча и полил проливной дождь. Не долго думая, Ярлыахмет снял одежонку, скатал ее в скатку и сел на нее. Кончился дождь — джигит надел на себя все сухое и отправился по дрова. Тут откуда ни возьмись перед ним лесовик — древний белобородый старик. Поздоровались они, старик и говорит:

— Э-э, сынок, что за диво дивное, только что дождь лил как из ведра, а на тебе платье сухое?

Джигит рассказал лесовику, как уберег одежду от дождя. Слово за слово, разговорились они, и Ярлыахмет пожаловался старику на свои горести и заботы:

— Два года батрачу я у бая, а он ни копейки не заплатил да еще и обманул: обещал дочку в жены, а сам ее за байского сына отдает.

— Не горюй, сынок, помогу я тебе. По душе мне пришлась твоя находчивость. Вот тебе волшебная палочка — она мне от дедов и прадедов досталась.

— Ав чем ее хитрость заключена? — спрашивает Ярлыахмет.

— А хитрость ее в том, сынок, — говорит старик, — что если скажешь: «Эх, залим (залим — деспот, изверг, негодник)!», все, что находится возле тебя, прилипнет друг к другу. Скажешь: «Залимат!», и все слипшееся распадется.

Сказал это белобородый старец и пошел своей дорогой.

Ладно. Ярлыахмет с волшебной палочкой вернулся в байский дом. На другой день приехал жених. Сразу же к нему вывели байскую дочь. Никем не замеченный прокрался туда Ярлыахмет. И говорит волшебной палочке: «Эх, залим!» Тотчас руки Марьямбану и Касима будто приклеились одна к другой — ни развести, ни силой отодрать нельзя. Стоят они, таращат глаза друг на друга. Этого мало. Подходит к ним сам бай. Ярлыахмет шепчет не мешкая: «Эх, залим!» Только произнес — бай тоже к ним прилепился. На вопли этих троих примчалась байская жена. Едва она воскликнула: «Что это такое? Что с вами делается?», как волшебная палочка и ее прилепила к ним.

Ладно. Увидел тут бай Ярлыахмета и стал просить его:

— Сынок, — говорит, — сходи, пожалуйста, за хазретом (уважительное обращение к мулле). Скажи, мол, так и так, хозяин, его жена с дочкой и жених каким-то чудом слепились в один комок. Пусть мулла придет побыстрее и вызволит нас из беды.

Послушался Ярлыахмет бая. Пошел звать муллу. Приходит, а хазрет совершать намаз (совокупность молитв и ритуальных действий, совершаемых мусульманами пять раз в день) приготовился. Ярлыахмет и говорит:

— Так и так, хазрет, мой бай со своей семьей и молодым женихом слиплись в комок. Ты, хазрет, иди, почитай молитву, может, они прежнее обличье примут.

Неохота мулле прерывать намаз. Но уж, коли бай зовет, думает он, наверняка будет садака (приношение, искупительная жертва; вещь, которую отдают по обету), и немало. Он поспешил к баю. Приходит, а Ярлыахмет уже шепчет: «Эх, залим!». Хазрет и сам не заметил, как прилип к остальным.

Теперь их стало пятеро. Смекнул бай, чьи это проделки, и стал умолять Ярлыахмета:

— Пожалуйста, сынок, освободи нас от этой напасти. Что хочешь — бери, что хочешь — проси, все будет по-твоему.

Хазрет тоже жалобңо-прежалобно плачет, слезами обливается. Ладно. Ярлыахмет говорит им:

— Пишите бумагу и печать поставьте. Так, мол, и так, отдаете за меня вашу дочь, иначе так прилепленными на всю жизнь и останетесь.

И бай, и его жена в один голос клянутся: «Не станем мы тебя обманывать, Ярлыахмет, бери нашу дочку в жены!» Только тогда Ярлыахмет крикнул: «Залимат!» и освободил их.

Потом Ярлыахмет женился на любимой девушке. Говорят, он и сейчас хорошо живет.


Категория: Татарские народные бытовые сказки | Просмотров: 10 | Добавил: ilbyak-school | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наверх
Календарь
«  Апрель 2025  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Форма входа
Поиск
Ссылки
Статистика
Copyright © 2006—2025 МСОШ с. Ильбяково.
При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на ilbyak-school.ucoz.ru обязательна.
Сайт управляется системой uCoz