Жил в старину бедный крестьянин. Детей у него не было, вековали они с женой вдвоем. Крестьянин рыбу ловит, охотится, а жена, что бы он ни приносил, к соседям бежит: «Муж рыбы наловил, дайте сковороду» или «Муж зайца принес, жаровню не дадите ли?» Очень не нравилось это крестьянину и стал он подумывать, как бы жену вразумить.
Ходил он раз по лесу и набрел на клад. Забросал его хворостом и призадумался: деньги надо как-то в деревню доставить, да так, чтобы никто о них не узнал. Долго ломал он голову и решил провести болтливую жену хитростью. Подстрелил зайца и пошел к озеру. Там у него сети для рыбы поставлены были. Выбрал он весь улов, запутал в сетях зайца и погрузил в воду. По дороге домой рыбу на сучья нанизал. Дома жене сказал:
— Испеки хлебы, я завтра на охоту пойду.
Рано утром, поев, крестьянин сунул тайком от жены хлебы за пазуху и пошел в лес. В лесу разложил хлебы вдоль дороги — на ветвях, под деревьями — пошел назад.
— Ты почему так быстро вернулся? — спрашивает жена.
— За тобой пришел. Едем за дровами и кузовок прихвати.
— А кузов-то для чего? — удивляется жена.
— А мы и грибов там наберем, — говорит.
Вот сели они в арбу (телегу) и поехали в лес. Едут они, и увидела жена, что хлебы повсюду лежат.
— Смотри, смотри, — закричала она, — откуда здесь столько хлебов?
— А ты что же, не слышала, как ночью хлебный дождь шел?
Ладно. Едут они дальше. Вот подъехали к березе, а на ней рыбы висят. Остановил крестьянин лошадь, взял в руки ружье.
— Ты зачем лошадь остановил? — спрашивает жена.
— Видишь, сколько на той березе рыбы? Хочу поохотиться.
Выстрелил он — вся рыба на землю посыпалась. Собрал ее в сумку.
Едут дальше. Вот и озеро. Выбрал крестьянин из воды сеть, а в ней заяц. Зайца тоже на телегу положили. Жена радуется: и рыба у них теперь есть, и заяц. Вот муж и говорит:
—Давай дрова грузить.
Пошел он к куче хвороста и стал деньги в кузов сыпать. Отнес кузов на арбу, а сверху дровами обложил. Вот въехали они в деревню. А тут во дворе бая (богача) козел вопит дурным голосом. Жена и спрашивает:
— С чего это козел так разорался?
— Какой же это козел? То самого бая шайтан (черт, бес) плетью лупит, вот и надрывается.
Ладно. Добрались они до дому. Жена каждому слову мужа верит. Побежала она к соседям за сковородой. А те и спрашивают:
— А на что тебе сковорода?
— Муж рыбу на дереве подстрелил, зайца в озере выловил, надо бы пожарить, — говорит жена крестьянина. — А еще мы клад в лесу нашли.
Так она все и выболтала соседям. Понятно, пошел по деревне слух. Дошел тот слух до бая. Позвал он к себе крестьянина и спрашивает:
— Ты, говорят, клад нашел. Отчего же мне-то не рассказываешь.
— Нет, — отвечает крестьянин, — знать ничего не знаю.
— Как же не знаешь? Жена твоя соседям сказывала, а те мне донесли. — А коли так, жену и спрашивай, — отвечает охотник.
Позвал бай жену крестьянина.
— Ты всей деревне рассказываешь, что вы клад нашли. Было ли такое?
— Было, — говорит женщина.
А охотник и спрашивает:
— Когда же это было? Почему неправду говоришь?
— Как же, мы еще в тот день в лес по дрова ездили.
— В какой день? — снова спрашивает муж.
— Ты что же, забыл, как зайца из сети выбрал, как рыбу на березе подстрелил? — отвечает жена.
Тогда охотник говорит баю:
— Ты видел когда-нибудь, чтобы зайцы в озере ловились? А кто видел рыбу на дереве? Жена моя спятила, не верь ей.
— Уж и спятила! Как язык у тебя повернулся такое сказать! Это было в тот самый день, бай-абзый (обычно употребляется к старшим по возрасту родственникам и другим старшим в значении «дядя», «дяденька»), когда шайтан тебя плетью стегал, а ты на всю деревню не своим голосом кричал, — стояла женщина на своем.
Отпустил ее бай и говорит охотнику:
— Ну и ловкий же ты человек! И клад нашел, и жену свою проучил.
|