В очень древние времена жил один бедняк. Младший сын его влюбился в дочь одного человека. Джигит говорит отцу:
— Отец, я хочу жениться на дочери такого-то человека.
Отец очень любил своего младшего сына, пошел он просить соседей выдать дочь за своего сына. И те с радостью согласились. Их дочь была очень красивой, и они запросили очень большой калым: три кило чая, один пуд сахару, пять пудов меда. Отец джигита на все согласился, началась подготовка к свадьбе.
Отец джигита приготовил отцу невесты все, что просили на свадьбу. Только у него не хватило денег на камзол с золотым позументом и на пять пудов меда. Он купил два пуда меда, под мед положил печеный хлеб, на хлеб, чтобы мед не протекал на хлеб, сунул дощечку, на нее налил два кило меду. Пятипудовая посуда для меда оказалась полной до краев.
У старшей снохи был расшитый камзол, только вот она была очень полной. Старшая невестка разрешила взять этот камзол на время свадьбы, пока молодую не приведут в дом. Наконец все было готово.
К дому невесты подъехал свадебный поезд, совершили никах (мусульманский религиозный обряд бракосочетания), начался свадебный пир. Выпили медовуху. Два старых свата начали плясать с такмаками (частушка). Отец джигита пляшет и поет:
Внизу хлеб, сверху мед, Посередине — кружок, Сват мне — дружок.
В ответ ему поет отец девушки:
Ты хлебопек, а я птица, Камзол изрезали ножницы. Но горько не молодухе, Горько старшей снохе, —
Так под свои частушки плясали.
Очень весело прошла свадьба. Девушку увезли в дом жениха.
Однажды родители девушки собирают гостей. Бочку с медом ставят на стол и начинают доставать мед для гостей. И в это время ложка, которой брали мед, вдруг стала задевать что-что твердое. «Что это такое?» —думают они и выливают мед, чтобы посмотреть. Появился деревянный кружок, под ним два каравая хлеба.
Тогда отец девушки спрашивает у отца джигита:
— Сват, что это такое, почему обманул нас?
Отец джигита говорит:
— Нет-нет, сват, не обманывал я вас. Я же во время плясок на свадьбе пел: «Внизу хлеб, наверху мед, посередине — кружок, сват мне — дружок».
Ладно, после свадьбы старшая невестка стала просить свой вышитый камзол. Тогда младшая невестка отвечает:
— Джинги (обращение к жене старшего брата или старшего родственника), мы не знали, что это твой камзол. Так как этот камзол был очень велик мне, отец велел заново перешить его на меня, — говорит она.
Когда отец джигита узнал об этом, пошел к отцу невесты:
— Сват, что же ты так, не поговорив, испортил камзол, да и после ничего не говоришь? — сказал он.
А сват ответил:
— Эх, сват, сват, помнишь, когда ты плясал и пел мне о меде, я тоже спел тебе: «Ты хлебопек, а я птица, камзол изрезали ножницы; но горько не молодухе, горько старшей снохе». Ты разве не понял?
|