В старые времена жил-был один джигит. Как-то раз у него остановился путешественник — ученый человек. Он посоветовал джигиту учиться наукам:
— Ты — молодой джигит, если не будет знаний, не сможешь ни в чем разбираться, будет стыд и срам. Учиться надо тебе, учиться!
В джигите пробудилось желание учиться и он, оставив красивую беременную жену дома, отправился в медресе (школа; духовное учебное заведение у мусульман) на чужбину.
Джигит учился, с трудом постигал науки. Тот путешественник еще раньше сказал, что науки очень трудно даются, поэтому нужно набраться терпения, настойчивости. «Постигающий науки берет в руки иглу, копает колодец и добывает воду», — говорил он.
Джигит и голодал, и холодал, очень старательно учился. Он проучился целых двадцать пять лет. Выдержал испытания и вышел в обратный путь, домой. На нем были чекмень (верхняя мужская одежда вроде казакина) в заплатках, на голове ободранная шапка, обут в дырявые онучи со старыми лаптями, в руках берданка, за спиной котомка.
Так шел джигит, и встретился ему в поле вдоль дороги старик, который кетменем (род мотыги для окучивания посевов) обрабатывал землю. Громко поздоровался с ним джигит. Старик поднял голову, ответил ему, опираясь о кетмень, и спросил джигита:
— Где был, джигит?
— С учебы возвращаюсь, бабай (дедушка; вежливое обращение к старикам).
— Сколько лет учился, джигит?
— Двадцать пять лет.
— У-у, сынок ... Очень долго учился ты, оказывается, а постиг ли ты самую главную науку?
Джигит, опустив голову, растерянно молчал. Затем поднял голову, посмотрел на старика:
— Бабай, мне, оказывается, надо было еще поучиться. Не постиг я главного, может, вы научите, — так он стал умолять старика.
— Вот целый год помогай мне обрабатывать землю. Я не буду тебя двадцать пять лет учить, одного года хватит, — сказал старик.
Джигит не хотел возвращаться домой без главной науки и целый год работал вместе со стариком. Когда завершился год до последней секунды, старик перестал работать, оперся о кетмень и сказал:
— Сынок, твой трудовой год завершился. Разрешаю тебе отправляться домой. Главная наука — это терпение, запомни!
Шел джигит, шел и дошел до своей деревни уже поздно вечером, когда стемнело. Подошел к дому, заглянул в окошко и что же видит: его жена с каким-то джигитом сидят рядышком и, весело переговариваясь, ужинают. Увидев это, муж решил, что у жены завелся дружок. Наставил на него берданку, уж приготовился дернуть курок, но вдруг вспомнил слова деда-землепашца: «Главная наука — это терпение!» Опустил берданку, вошел во двор, постучал в дверь и крикнул:
— Откройте, я вернулся
— Сыночек, это, кажется, голос твоего отца, беги, быстро дверь открой!
Джигит подбежал к двери, открыл.
Тот человек поздоровался с ними, поговорил с женой и поверил, что его сын, родившийся в его отсутствие, стал джигитом. Тут он понял, что постиг за год работы кетменем главную науку — терпение. Оно оказалось ценнее, чем знания, приобретенные за двадцать пять лет учения.
|