618. Есть голова, волос нет, Есть глаза, бровей нет, Есть рот, языка нет, Есть тело, шеи нет. В холод не мёрзнет, В жару не печётся, Ног нет, но движется.
619. Тело серебряное, Мясо — объедение.
620. Хвост земли не касается, Спина от солнца не горит.
621. Безногий стригунок бьётся, Поймать бы за хвост — не даётся.
Икра
622. В маленьком существе сто пятьдесят пять яичек.
Ловить неводом рыбу
623. Охотники пришли, Хозяев поймали, А дом убежал.
Невод
624. Хоть сто дверей, Вход лишь один.
625. Завалинка сарая — аркан, Окошек — тысяча, И все без стёкол.
Рак
626. Два рога, шесть ног, Ни на одной нет копыт.
Варить рака
627. В баню вхожу я чёрным, Из бани выхожу красным.
Рак, свинья
628. Хоть и не кроит — ножницы имеет, Хоть и не шьёт — щетину имеет.
Лягушка
629. На берегу Тарас сидит, Громче всех кричит*.
630. Плачет в болоте, А сама не выходит.
631. Всё лето болтает, Зимой, как лёд, замерзает.
632. В своём озере сама царица.
Черепаха
633. Ноги, голову прячет В каменном платье.
634. В каменной крепости Боярыня одна хозяйка.
Пиявка
635. В воде — Соломон*.
636. Мясо есть — костей нет, Рот есть — языка нет.
637. В стеклянном чердачке Девки-чернявки прячутся.
Улитка
638. Кто своё гнездо везёт?
Землемер
639. Лев-батыр не отстаёт, Двигаться не перестаёт, Дорогу длиной тела отмеривает.
640. Матушка Гамбар* Пошла в Мекку, Землю телом измеряя.
649. В воде плывёт, По земле ползёт, Хвост остроконечный, Голова медная.
_______________________________________________
629. Заимствовано из русского: «На берегу сидит Тарас, кричать горазд».
635. Согласно легенде, трон пророка Сулеймана (царя Соло¬мона) находится над водой. На это намекается и в заклинаниях шаманов. В татарской загадке, кроме того что пиявка живёт в воде, учтено и некоторое созвучие в начале этих слов: сөлек — Сөләйман.
640. Матушка Гамбар (Гамбар-ана) — мусульманская святая, жена суфийского поэта Сулеймана Бакыргани (Хаким-ата), жившего в XII веке. Есть легенда о том, как Гамбар-ана пешком ходила на паломничество в Мекку (хадж). В верованиях поволжских татар Гамбар-ана считается покровительницей птиц и насекомых. Может быть, с этим связано использование данного образа в загадке о насекомом (землемере).
641. Вариант из «Кодекса Куманикуса»: «Йазыда йаулы кайыш йатыр. Ол йыландыр» (В степи лежит жирный (маслянистый) ремень. Это — змея).