Давным-давно, тысячу лет тому назад, жил в одной деревне мулла. У него был такой чудной сын, который не знал, что такое страх, отчего люди пугаются. Звали его Аббасом.
Однажды к мулле приехал гость. Мулла рассказал гостю, что его сын не знает страха и не видел его никогда. Тогда гость сказал:
— Ладно, я покажу ему страх.
Позвав ночью сына муллы, гость попросил его:
— Я в минарете позабыл свой посох. Сходи, принеси мне его, если не боишься.
Аббас сказал:
— Отчего нельзя — можно!
А гость побежал вперед, забрался в минарет и сидит там, ждет Аббаса. Аббас приходит, о страхе даже не думает. Поднялся уже высоко. Вдруг кто-то его стал пугать. Он спросил:
— Кто тут?
Гость ничего не отвечал и все дергал его за полы и за ноги. Аббас схватил его и выбросил из окна минарета, а потом взял палочку и пришел домой.
Выходит мулла на улицу и видит, что возле мечети лежит мертвец.
— Аббас, — говорит, — не ты ли это сделал?
— Да, — говорит тот, — это, видно, я его убил. Я, — говорит, — не виноват, он виноват сам. Я долго спрашивал его, кто тут. Он ничего не отвечал. Я и вышвырнул его из окна. Если бы он назвал себя, так я не сбросил бы его.
Ладно. Аббас и на этот раз не узнал страха. Отец сильно отругал сына и выгнал вон из своего дома. Аббас не тужит. Все хочется ему узнать: что такое страх? Пошел Аббас куда глаза глядят. Приходит он к виселице, на ней повешено много людей. Возле повешенных ходят часовые. Аббас и спрашивает часовых:
— Как мне найти страх?
Часовой сказал:
— Вот, ночуй ночь возле повешенных, так и узнаешь, что такое страх.
— Ладно, заночую! — говорит Абасс. И остался ночевать среди мертвых.
Часовой ушел. Ночью Аббасу стало холодно. Он снял мертвецов с виселицы, положил их, лег посередине и говорит: «А вы поближе ко мне ложитесь, теплее будет; а то мне холодно». Так и проспал, не познавши страха.
Настало утро. Приходит часовой.
— Ну, — говорит, — узнал теперь?
— Нет, — отвечает Аббас, — так и не знаю, что такое страх, ничего со мною не случилось.
Пошел Аббас дальше. Приходит к колдуну и говорит ему:
— Я нигде не могу найти страха. Покажи мне, что это такое?
Колдун сказал ему:
— Иди к царю. У царя есть такой дом без крыши, если в нем пробудешь трое суток, тогда узнаешь страх. А царь тебя за это наградит: выдаст замуж за тебя дочь и отдаст половину царства.
Аббас приходит к царю и говорит ему:
— Я хочу ночевать три ночи в доме без крыши.
Царь согласился и велел запереть его в доме.
Как только наступила полночь, так сверху стали падать человечьи ноги, головы и туловища. «Что это такое?» — думает Аббас. И собрал ноги, туловище и головы вместе и стал складывать из них людей. «Вот, — говорит, — эдак, по крайней мере, похожи на людей». Так он и не узнал страха.
На другую ночь опять сидит Аббас в ожидании страха. После полночи собралось в доме много чертей и ведьм, стали они катать по полу человечьи головы. Аббаса заинтересовала эта игра, и он стал вместе с ними играть.
— Нет, — говорит, — вы не умеете играть! Сперва надо сделать шары гладкими, чтобы они хорошо катались по полу.
Взял топор, отрубил у голов носы, подбородки и шеи, сделал совсем круглыми, как шары, и стал играть.
К утру ведьмы и черти исчезли. Опять никакого страха Аббас не испытал.
Наступила последняя ночь. «Авось, — говорит, — в эту ночь увижу, что такое страх». Две ночи кряду он не спал, лег на постель отдохнуть и заснул. Наступил обычный час; явились черти. Поднялась в доме суматоха. Кровать его они стали передвигать, возить по полу, поднимать вверх. А ему и горя мало. Качается, как в колыбели.
— Быстрее качайте! — кричит он чертям. — Мне хорошо спать, — говорит. И заснул опять крепко-накрепко.
Утром отперли дверь. Спрашивает его царь:
. — Ну, узнал теперь страх?
— Нет, — говорит, — ничего со мною не случилось.
Царь устроил тогда большой пир. Справили свадьбу. Молодые очень полюбили друг друга.
Но Аббас все горюет, что так и не узнал он, что такое страх. Услышала об этом жена. Однажды ночью она испугала его так, что он узнал, что такое страх. Когда он крепко спал, она взяла и облила его нагое тело холодной водой, в которой плавали рыбы. Аббас вздрогнул и, проснувшись, сказал своей жене:
— Вот теперь я хорошо знаю, что такое страх!
После этого не стал он больше искать страха.
|