Среда, 18.06.2025, 20:47:01   Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Разделы дневника
Русские народные сказки [323]
Сказки русских писателей [205]
Татар халык әкиятләре [54]
Татарские народные сказки о животных [39]
Татарские народные волшебные сказки [40]
Татарские народные бытовые сказки [148]
Сказки народов мира [1070]
Литературные сказки зарубежных писателей [343]
Дөнья халыклары әкиятляре [241]
Разное [3]
Юмор [14]
Шигырьләр [21]
Стихи [8]
Хикәяләр [64]
Рассказы [12]
Книга о воспитании [11]
Каюм Насыри
Татар халык легендалары [37]
Татар халык мифлары [28]
Мәкальләр һәм әйтемнәр [193]
Татар халык иҗаты
Риваятьләр [258]
Татар халык иҗаты
Татар халык табышмаклары [29]
Татарские народные загадки [36]
Халык афоризмнары [33]
Татар халык мәзәкләре [19]
Татар халык дастаннары [32]
Татар халкының бәетләре һәм мөнәҗәтләре [6]
Тамашалы уеннар [40]
Җырлы-биюле уеннар [44]
Зиһен сынаш уеннары [36]
Хәрәкәтле уеннар [75]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 6531
Посетители
Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
 Дневник
Главная » 2025 » Апрель » 17 » Кому должна достаться?
Кому должна достаться?
19:16:18
В городе Болгаре жил большой шах по имени Джужи*. У этого шаха была болезнь горла, он мучился ею долгие годы, лечился у всех лекарей, которые имелись в соседних странах, но всё было бесполезно. Он вызвал лекаря по имени Конфу* из Китайской империи.

Этот Конфу был очень знающим. Осмотрев шаха, он сказал:

— Эта болезнь — бад, язва желудка. Вылечить её можно с помощью мудрецов, в саду, на свежем воздухе, слушая голоса, пение разных птиц. Когда язва желудка закроется, надо кровь сердца лечить также на свежем воздухе, какими-то отвлекающими занятиями, предаться каким-то мечтаниям. После этого плохая кровь, вызвавшая эту болезнь, изменится, ваша нервозность, вспыльчивость излечатся.

После этих слов шах Джужи сказал лекарю:

— Что требуется для лечения, всё сделайте.

Конфу-лекарь начал лечение, из бананового сока сделал уксус и каждое утро капал в ложку 10 капель и давал шаху пить.

Затем осматривал холст, которым укрывал грудь и спину шаха. Через месяц такого лечения болезнь горла у шаха прошла. Но нервное заболевание осталось. После лекарь Конфу собрал путешественников, учёных, посадил шаха Джужи и его визирей в большую ладью, и они поплыли вверх по реке Идель. Доплыли до покрытой цветами поляны. В лесу поставили шатры, пытались как-то поднять настроение шаха. Целый месяц рассказывали разные бывальщины, играли игры, но депрессия шаха не проходила.

В один из дней лекарь Конфу, сидя рядом с шахом, сказал:

— О великий шах, да продлится жизнь ваша! Я хочу вам рассказать одну историю. В последнюю мою поездку в Индию, во время визита к шаху Габбасу, прибыл один странник и, спросив разрешения у шаха Габбаса, сказал:

— О мудрый шах, пусть жизнь ваша будет долгой! Примите мою просьбу. У меня есть одна сложная задача, помогите мне найти ответ. Я прибыл из западных земель, где не знают более развитой страны, чем ваша. Если поможете разрешить эту трудную задачу, ответ шаха даст нам исцеление.

Шах Габбас, обрадовавшись просьбе этого человека, ответил:

— О чужестранец! Если твоя задача связана с ценностями, заплачу ими. Если эта трудная задача связана с враждой с китайским падишахом, то пошлю туда 500-тысячное войско с 40 тысячами слонов и разрушу Китайское царство. Какова твоя цель, спрашивай?

После этих слов, странник, стоя перед шахом Габбасом и вознося многие молитвы, сказал:

— О мудрый, учёный шах! Я с Запада — из города Фаса*. Шах наш — султан Аюп. У нашего султана Аюпа есть 3 сына. Старшего зовут Морадом, имя второго сына — Заил, имя третьего сына — Данил. Однажды султан Аюп находился в своём сарае со своими визирями, городской глава зашёл к нему и после приветствия сказал такие слова: «Сын военачальника города этим вечером убил свою жену выстрелом из ружья». Я спросил у сына военачальника:

— За что ты убил свою жену?

— Эту женщину дал мне мой отец. У меня не было любви к ней. Развестись не разрешали родители. Не зная, что делать, не испытывая к ней любви, наконец решил её убить.

Я спросил:

— У тебя, может, была любимая девушка?

Бедный джигит окровавленным языком, проливая кровавые слёзы, простонал:

— Мою любимую девушку родители не взяли за меня.

После этого шах присудил джигита к смерти. Когда высший совет кончился, шах вернулся в Сарай и рассказал жене историю сына военачальника. Жена сказала султану Аюпу:

— У нас тоже три сына. Мы у сыновей не спрашивали, наверняка у них тоже есть любимые. Пусть не скрывают от нас, скажут. Кем бы она ни была, дочерью шаха или простолюдина, сосватаем за наших сыновей их любимых.

Поговорив с женой, шах воспринял её добрые слова, решил, что так и поступят. Султан Аюп тут же вызвал к себе сына Морада и сказал:

— О мой дорогой сын! Я обещаю взять за тебя дочь любого человека, которую захочешь. Я даю тебе волю в этом вопросе.

На эти слова шахзадэ Морад сказал:

— Желания отца и матери совпадают с нашей волей. Чью дочь вы выберете, на ту мы согласимся.

Султан Аюп вновь сказал:

— Ответ твой верен. Но я предоставляю вам свободу в этом вопросе.

— Раз так, моя любимая девушка — дочь красильщика Габделрашита Сахарелниса.

После его слов султан Аюп сказал сыну Мораду:

— Я даю обещание. Возьму и выдам за тебя, сотворив никах, дочь красильшика Габделрашита, Сахарелнису.

Шахзадэ Морад, услышав это обещание, вознёс благодарности и ушёл от султана Аюпа. Затем султан Аюп вызвал к себе Заила, второго сына.

— О сын мой, мы с матерью решили вас женить, взять девушку, которую вы сами захотите. Чью дочь вы желаете взять, скажите.

Шахзадэ сказал:

— В нашем городе есть человек по имени Габделрашит. У него есть дочь-красавица по имени Сахарелниса. Она моя любимая. Отдайте её за меня.

Султан Аюп и ему пообещал взять в жёны эту девушку. Шахзадэ, услышав от султана Аюпа это обещание, много благодарил его и ушёл от него.

После этого султан Аюп вызвал третьего сына Данила и сказал:

— О сын мой! Мы с матерью условились женить вас. Но девушку выбирайте сами. Кого выберете, на той и женю вас.

— О мой дорогой отец! Если хотите женить меня на любимой, то только на Сахарелнисе, дочери красильщика из нашего города Габделрашита. Если другую выберете, я проживу жизнь холостяком.

Султан Аюп сказал:

— Конечно, я женю тебя на дочери Габделрашита, на Сахарелнисе.

Услышав обещание отца султана Аюпа, шахзадэ рассыпался в благодарностях и покинул покои шаха.

Наутро султан Аюп пришёл в свой дворец, вызвал к себе всех своих визирей и сказал:

— Я вчера обещал своим сыновьям женить их на девушках, которых сами они выберут. Сначала я позвал к себе старшего сына Морада и спросил о его выборе. Он ответил, что выбирает Сахарелнису, дочь красильщика из нашего города. Я обещал её ему в жёны. Затем я вызвал второго сына Заила и задал тот же вопрос. Он тоже ответил, что выбрал дочь красильщика Сахарелнису. Когда он ушёл, вызвал третьего сына Данила и задал ему тот же вопрос. И он захотел дочь красильщика Габделрашита. Я и ему обещал её. Как мне быть? Одну и ту же девушку я обещал трём сыновьям. Если дам её в жёны одному, перед остальными двумя я буду виноват. Найдите какое-то средство помочь мне.

Наши мудрецы, умные визири, нашли нужным поддержать султана Аюпа:

— О великий наш шах! Да будет ваша жизнь долгой! Вы выполните своё обещание. Пусть три ваших сына возьмут по тысяче алтын, пойдут за пределы государства и привезут по одному чудесному предмету. Чей предмет будет чудеснее, тому дадим Сахаре лнису в жёны.

Султан обрадовался совету визирей, вызвал сыновей к себе, дал каждому из них по тысяче алтын и сказал:

— Идите за пределы нашего государства и привезите доселе невиданные чудесные вещи. Чья вещь будет чудеснее, за того выдадим Сахарелнису. Вы, мои сыновья, все трое мною одинаково любимы. Если девушку выдам за одного, нарушу своё обещание двум другим из вас. Всё будет зависеть от вашего умения. Кто из вас будет лучшим умельцем, тот и получит девушку. Остальные на нас не обидятся. Пусть обижаются на своё неумение.

Сказал он так, и шахзадэ, довольствуясь этим, взяли по тысяче алтын, сели на коней и поскакали за границы государства. Поездили они один месяц, и в один из дней старший из них сказал:

— О братья, нам не надо ехать вместе. Возьмём палку для жеребьёвки, чья рука окажется наверху, тот пойдёт на запад, чья на середине — пойдёт на юг, чья в конце — на восток. После трёх месяцев хождений вернёмся на это место, чтобы вместе отправиться в свой город, к отцу нашему.

Братья согласились и бросили жребий. Мораду выпал запад, Заилу — юг, Данилу — восток, и они разошлись в трёх направлениях, обозначив пункт отправления большим чёрным камнем. Они условились ждать друг друга на этом месте и дали обещание.

Сначала скажем о делах Морада. Морад целый месяц путешествовал. В одном большом городе посетил все большие магазины, рассматривал товары, драгоценности, оружие, но не нашёл ничего чудесного и ходил в растерянности. Неожиданно у входа на базар увидел нечто: человек держал в руках зеркало, круглое, как арбуз. Шахзадэ Морад никогда не видел ничего похожего. Когда он разглядывал с удивлением зеркало, хозяин его сказал:

— О джигит, это очень дорогое зеркало, оно стоит тысяча алтын.

Морад сказал:

— Тысяча алтын за одно зеркало? А какие свойства есть у него?

Владелец зеркала сказал:

— У этого зеркала есть чудесное свойство. В этом зеркале можно увидеть всё, что хочешь, то есть кого захочешь увидеть, если подумаешь о нём и посмотришь в зеркало, сразу увидишь, где он и в каком состоянии находится.

Шахзадэ Морад, узнав об этом чуде, решил, что теперь Сахарелниса достанется ему и, купив зеркало у этого человека, уехал из города. Он вернулся к заветному камню и стал ждать братьев.

Теперь скажем о делах и второго шахзадэ — Заила. Расставшись с братьями, Заил пошёл прямо на юг. Он заходил в разные города, бродил на базарах, в лавках среди товаров и оружия, но ничто его не удивило, не привлекло. Наконец он добрался до большого города и там на базаре увидел в руках у одного человека палас из птичьего пуха. Когда он, поражённый, рассматривал это чудо, продавец сказал:

— Ах, джигит! Этого паласа достойны лишь шахи. Цена его — тысяча алтын.

Заил спросил:

— Что за чудесное свойство есть у паласа за такую цену?

Хозяин паласа сказал:
— Чудо паласа в том, что на него можно посадить сколько угодно людей, и куда бы они ни захотели полететь, стоит только пожелать — в мгновение ока окажутся в нужном месте.

Услышав такие удивительные слова, шахзадэ Заил отдал тысячу золотых и купил этот палас. Потом покинул этот город, присоединился к брату Мораду.

Третий брат Данил, расставшись с братьями, бродил по востоку, посетил много городов. Он был очень расстроен, так как ничего чудесного не увидел. Дошёл до одного города, целый день ходил по улицам и на одной увидел белобородого старца: тот подбрасывал и ловил обратно рубиново-красное яблоко. Данил удивился, что старик играет, как дитя, подбрасывая яблоко в воздух.

Старик сказал:

— Эй сынок, чему поразился: яблоку или человеку? Если человеку, то неудивительно, что старый человек, как ребёнок, играет с яблоком. Цена этого яблока тысяча алтын...

Данил сказал:

— Удивительно, разве одно яблоко может стоить тысяча алтын? У яблока есть, наверное, какое-нибудь чудесное свойство.

— Чудо вот какое. Если кто-нибудь умрёт, прежде чем положить его в землю, надо кусочек этого яблока приложить ко рту, и он оживёт. Будет жить ещё годы, так как это яблоко наполнено живительной силой.

Шахзадэ, поразившись словам старика, купил яблоко и ушёл из города, чтобы встретиться с братьями.

Встретились, расспросили друг друга о делах. Данил спросил у братьев:

— Брат Морад, ты какую чудесную вещь приобрёл?

Тот радостно ответил:

— Я купил зеркало, удивительнее которого нет на свете. Только захочешь кого-то увидеть в этом зеркале, он и покажется.

Данил сказал:

— О брат мой, достань своё зеркало, посмотрим нашу милую Сахарелнису. Как она поживает?

Морад достал зеркало, они высказали своё желание, и что же видят: Сахарелниса лежит мёртвая в доме красильщика Габделрашита. Уже готовятся её выносить. На панихиду Сахарелнисы пришёл и султан Аюп.

Пока они пребывали в горе от увиденного, шахзадэ Заил расстелил палас и позвал братьев:

— Скорее садитесь на палас, мы успеем на похороны Сахарелнисы.

Все трое пожелали лететь и сели на палас. В мгновение ока прилетели в дом красильщика Габделрашита.

Шахзадэ Данил вбежал в дом, достал из кармана яблоко, отрезал ножом кусочек и приложил к губам Сахарелнисы. Умершая Сахарелниса ожила, встала на ноги, здоровой стала.

Эти трое шахзадэ положили перед отцом Аюпом зеркало, палас и яблоко.

Морад сказал:

— Девушка должна быть моей. Если б мы не узнали в зеркале о её смерти, не вернулись бы. Девушку положили бы в могилу. Её уже и яблоко не спасло бы от смерти.

Второй шахзадэ Заил сказал:

— Даже узнав о смерти девушки, не будь паласа, мы не успели б спасти её. Яблоко было бы бесполезно. Девушка должна достаться мне.

Младший шахзадэ Данил тоже сказал своё слово:

— Девушка должна быть моей. Наше возвращение ничего бы не дало, не будь яблока, девушка не ожила бы.

Султан Аюп, мудрецы и учёные Фаса были в растерянности от этой запутанной ситуации. Да, успели вернуться, увидев всё в зеркале, на паласе. Без паласа так быстро не добрались бы, не увидя в зеркале, не стали бы спешить. Даже увидев в зеркале, добравшись на паласе, ничем не помогли бы, не будь яблока. Меня отпустили в странствие по миру, чтоб узнать, кому должна принадлежать девушка. Я же счёл, что лучше вас никто этого не узнает. Какому шахзадэ эта девушка должна достаться, молю вас, определите это!..

Мудрец Конфу сказал хану Джужи:

— Я услышал у странствующего визиря эту загадку и отправился в свою страну, не дождавшись ответа от шаха Габбаса. Не знаю, какому шахзадэ девушка должна стать женой: хозяину зеркала, владельцу паласа или же яблока?

Так он завершил свой рассказ.

Шах Джужи искал ответ на эту задачу, каждый день с утра до вечера беседовал с учёными, мудрецами.

Иногда они решали, что Сахарелниса должна выйти замуж за хозяина зеркала, иногда — за хозяина паласа или же за хозяина яблока. Участники этого спора вынуждены были соглашаться и с мнением Джужи-хана.

Эти беседы, меджлисы проводились на свежем воздухе, являлись развлечением, поэтому шах Джужи со своей неизлечимой болезнью стал вполне терпеливым, и все проводили долгие годы в удовольствии.

Если вы погрузились в мечты или страдаете нервной болезнью, то придумайте и отгадайте, кому из шахзадэ должна достаться Сахарелниса из нашего повествования. Даст Аллах, своему нервному заболеванию найдёте излечение.

_____________________________________________


Эта загадка-сказка (хикаят) видного писателя-просветителя Фатиха Халиди (1850—1923) в 1904 г. под названием «Кемгә тиеш?» («Кому должна достаться?») была издана отдельной книгой. Перепечатана в журнале «Мирас» (2003.— № 11.— С. 108—112). Текст взят из журнала.

Джужи-шах — здесь, видимо, использовано популярное имя Джучи-хана (1185—1227), старшего сына Чингиз-хана, который участвовал в завоёвывании Дешт-и-Кипчака (степей от Иртыша до Дуная, от озера Балхаш, низовий Сыр-Дарьи и Крыма до южных границ Волжской Булгарии). Однако сама Булгария была покорена Батыем в 1236—1237 гг. уже после смерти Джучи-хана.

Конфу — всемирно известный китайский учёный, философ и врач Конфуций (ок. 551—479 до н.э.).

Фас — город Фес в современном Марокко.



Категория: Татарские народные загадки | Просмотров: 11 | Добавил: ilbyak-school | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наверх
Календарь
«  Апрель 2025  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Форма входа
Поиск
Ссылки
Статистика
Copyright © 2006—2025 МСОШ с. Ильбяково.
При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на ilbyak-school.ucoz.ru обязательна.
Сайт управляется системой uCoz