В давние времена жила-была одна бедная старушка. В бедности жила. Был у нее сын. Когда ему исполнилось пятнадцать лет, старуха отдала его в обучение к сапожнику. Раньше ведь трудились не восемь часов, а целыми днями.
Тогда же падишах говорит своему визирю (министр, советник падишаха):
— Давай, говорит, пройдемся-ка разок по городу. Узнаем, как и что о нас в народе говорят.
Ходили они так по городу, и припозднились. Нигде уж нет света. Где же теперь переночевать? Стали искать и увидели свет в одном окошке. Вошли в дом, видят: сапожник с подмастерьем сидят, работают. Ночь напролет провели гости в разговорах, ночь прошла очень весело. Сапожник заметил, что подмастерье заснул. Сильно рассердился сапожник и растолкал, разбудил джигита.
— Эх, — говорит тот, — не дал еще немного поспать, такой сон чудесный приснился, не дал ты до конца его досмотреть.
— Расскажи свой сон, — велит сапожник.
— Нет, нельзя рассказывать, — отвечает джигит.
Не поддается на уговоры ни падишаха, ни визиря, сон свой не рассказывает.
Вернувшись к себе домой, падишах говорит:
— Есть в таком-то месте сапожник, у него работает подмастерье. Вот его и приведите ко мне.
«Зачем же, интересно, я падишаху понадобился?» — думает джигит.
А падишаху, оказывается, не терпится про сон узнать.
Пришли во дворец падишаха. Падишах говорит:
— Расскажи свой вчерашний сон.
— Нет,— говорит джигит,— сон этот не для разглашения, я никому его не расскажу.
Падишах по-всякому пытается уговорить его.
— Сделаю тебя богатым, говорит, дом и землю дам.
— Не расскажу, — упрямится джигит.
— Тогда я велю тебя повесить, рассечь, убить, — гневается падишах.
— Что хочешь, то и делай. Но рассказывать не стану, — отвечает джигит.
— Ладно, раз так, посмотрим, — говорит падишах и приказывает: — Высечь его пять раз камчой (плеть), потом запереть.
Избили камчой джигита и заперли.
Наутро падишах снова спрашивает. Снова получает отказ. Дают джигиту еще пять ударов камчой и снова запирают.
Проходит несколько дней. Как-то дочь падишаха проходила мимо окон джигита и спросила у начальника тюрьмы:
— Кто здесь сидит?
— А... Один дуралей сон свой не рассказывает. Поэтому наш падишах каждый день велит бить его плетьми.
— Можно взглянуть? — спрашивает девушка.
— Почему нет, можно, — говорит начальник тюрьмы.
Девушка открыла дверь и увидела джигита очень красивого, пригожего. Девушка влюбилась в джигита. Вернувшись домой, она пригласила к себе мастера и велит:
— Из комнаты, где джигит сидит, за ночь проруби проход в наш сад. Дверь должна быть незаметной. Сделаешь, как я сказала, дам сто рублей.
Мастер согласен, конечно. Как не согласиться — такие деньги!
На следующий день джигита снова избили за упрямство и снова заперли. Девушка узнала об этом, взяла марлю, йод и через потайной ход прошла к джигиту, стала лечить его. Начала ухаживать за ним, носит ему вкусную еду. Девушка каждый день заходит к джигиту. А падишах каждый день приказывает бить его.
Однажды падишаху принесли весть от другого падишаха: «Отдай свою дочь. Если не отдашь, тогда разгадай мои загадки, не то начну о тобой войну». Падишах тот послал, оказывается, три яблока. Все три одинаковые. Нужно определить — которое из урожая нынешнего года, которое прошлогоднее и которое позапрошлогоднее.
Падишах пригласил визиря, всех старцев-мудрецов. Всех расспросил, но ответа никто не знает. Об этом узнала дочь падишаха и сообщила джигиту.
— Я уверена, что ты знаешь, — говорит она. — Только ты просто так не разгадывай, проси за это его дочь, меня, то бишь.
Разгадчиков так и не нашлось, и падишах велел позвать того джигита.
— Расскажешь свой сон? — спрашивает падишах.
— Нет, не расскажу, — отвечает тот.
— Ладно, не будешь, не надо. Тогда рассортируй эти яблоки по годам. Определи, какое из этих яблок урожая этого года, какое — прошлого, какое — позапрошлого.
— Просто так не стану говорить, если отдашь свою дочь за меня, тогда скажу.
Падишах рассмеялся, а визирь советует ему:
— Ты согласись, а после видно будет.
— Ладно, — согласился падишах, — правильно ответишь — отдам дочь.
Джигит опустил яблоки в воду. Яблоки оказались в трех местах: одно —на дне, другое — посередине держится, третье — плавает на поверхности.
— Вот это, что на дне, из урожая нынешнего года. А то, что посередине — прошлогоднее. А которое на плаву — позапрошлогоднее. Оно уже высохло.
Спрашивают у посла:
— Правильно?
— Правильно — отвечает он. Что и нужно было.
Падишах снова допытывается:
— Расскажешь свой сон?
— Нет, не расскажу.
Снова избили его камчой и заперли в тюрьму. А девушка с нетерпением ждала джигита.
— Сказал? — спрашивает она.
— Сказал, — отвечает.
Посол уже узнал, что это джигит дал правильный ответ. Он принес теперь свежеспиленное, ровное с обоих концов бревнышко. Нужно было узнать, какой конец — верхняя часть дерева, какой конец — нижняя.
Посол приходит к падишаху и говорит:
— Нужно определить, какая часть у этого дерева верхняя, а какая — нижняя.
Снова вызывают джигита. Джигит ставит условие:
— Я просто так не скажу. Если дочь свою за меня отдашь, тогда скажу. При условии, если напишешь бумагу и поставишь печать. Пустым словам я не верю.
Визири говорят:
— Напиши, что значит какая-то бумага!
— Ладно, — отвечает падишах, — и бумагу напишу и печать поставлю.
— Принесите емкость с водой, — велит джигит.
Принесли. Спустил он бревнышко в воду. Один конец погрузился в воду, другой на поверхности торчит.
— Вот это верхушка, а это основание, — говорит джигит.
— Правильно, — подтверждает посол.
«Опять угадал тот же джигит», — сообщил посол своему падишаху.
В третий раз посол привел трех коней. Они одинакового роста, одинаковой масти, одинаковой стати. Нужно определить, который из них старый, который молодой.
— Приведите того джигита, — приказывает падишах.
Приводят его.
— Знаешь ли, который из этих коней старый, который молодой?
— Знаю,— говорит джигит.
— Тогда скажи.
— Нет, просто так не скажу. Если проведешь никах (мусульманский религиозный обряд бракосочетания) своей дочери со мной, скажу.
Что остается делать падишаху? Согласился. Прочитали никах. После чего джигит сказал:
— Принесите чашку молока, пучок сена, лукошко с овсом.
Принесли все то, что он просил. Расставили в трех местах. Подпускают к ним коней. Один из коней подходит к молоку, другой к сену, третий к овсу.
— Вот этот, что в молоко мордой тычется, годовалый.
— Как так? — удивляется падишах.
— Потому что он еще молод, знает только вкус молока, ничего другого не знает.
Второй конь тянется к сену.
— А этот уже забыл вкус молока, знает только вкус сена. А чтобы жевать овес, у него зубы недостаточно крепки, — говорит джигит.
Третий конь уткнулся мордой в овес.
— У этого зубы окрепли, он может есть и овес, и этот конь — самый старый.
У посла спрашивают:
— Правильно ли?
— Правильно, — отвечает тот.
Теперь уж падишах, хочет он этого или не хочет, вынужден отдать свою дочь за джигита, ведь разгадки были найдены им. И снова падишах спрашивает:
— Теперь сон свой расскажешь?
—Теперь можно и рассказать, — соглашается джигит. — Видел я во сне, как женился я на твоей дочери, как отправился на свадьбу, став зятем падишаха. Сон мой оказался верным. Давай, теперь свадьбу сыграем.
На радостях закатили большую свадьбу. Собрали на свадьбу весь народ. Я тоже там был. Прекрасная была свадьба! На свадьбе поднесли три яблока и сказали: одно — тебе, второе — мне, третье — сказочнику. Кому они достались?
|