Жили, говорят, в давние времена два очень бедных человека. Один из них был всегда честен и правдив и добывал себе пропитание трудом, вкладывая в него всю душу, поэтому прозвали его Тугры, т.е. прямой, правдивый. А другой был, говорят, обманщик и вор, и прозвали его Алдар, т.е. обманщик. То и дело возникали между ними споры да скандалы.
— Обман — это грех, такой человек ни в каком краю не добьется ничего хорошего, — говорил Тугры.
Алдар же похвалялся своим умением обманывать, воровать.
И вот в один из дней, после того как они долго ругались, кричали друг на друга, и говорит Тугры Алдару:
— Друг мой, сколько б мы с тобой ни ругались, конца этому не будет: ты свое талдычишь, я свое. Давай-ка выйдем на большую дорогу и кто встретится, спросим: что хорошо, правдивым быть или обманщиком; и вернемся, узнав, что лучше.
Согласился Алдар, и пошли они, говорят, по большой дороге. Шли они, шли и встретили одного пахаря. Подошли к нему.
— Да поможет тебе Аллах! — сказали они и спросили: — Скажи нам, абзый (обычно употребляется к старшим по возрасту родственникам и другим старшим в значении «дядя», «дяденька»), чтобы жить, не зная нужды, что лучше, быть правдивым или обманщиком?
Не успели они сказать, как пахарь ответил им:
— Нет, ребята, трудно жить в правде. Правдивый голодает, одежонки доброй на нем нет, а обманщик всегда сыт, одежда на нем справная, живет себе в довольстве. Вот хоть нашу работу взять. И в ней правдивость ничего не дает. День и ночь стараешься, работаешь до устали, с ног валишься, чтоб баю (богачу) угодить, а как вечер придет, вся твоя работа на ветер, он знай тебя ругает: «Лодырь, не работаешь, обманом любишь деньги получать!» — говорит. Вот теперь и смотрите сами, легко ли по правде жить-то?
Услышав эти слова, Алдар говорит Тугры:
— Ну, понял теперь, что лучше? Сколько б ты ни спрашивал, все равно то же самое услышишь. Айда-ка домой!
Тугры не соглашается:
— Нет, я не верю, что правдивым быть плохо. Идем, еще других спросим, — и повел его дальше по этой большой дороге.
Прошли они немного и услышали звон колокольчиков. И видят вскоре: навстречу им во всю прыть на красивом тарантасе, в который запряжены прекрасные лошади, мчит один бай. Вот он уже рядом с ними. Тугры и Алдар остановили бая и задали тот же вопрос, что и пахарю.
Бай ответил им:
— О, родненькие, пользы от правдивости нет, обманщик во все времена в довольстве живет, — и, стегнув лошадей, тут же умчал.
Услышав эти слова, Алдар заявил сердито:
— Никак ты со мною не соглашаешься, у кого ни спроси, все по-моему будет.
Все же решили они еще у кого-нибудь спросить и снова пошли по большой дороге. Немного они прошли, как встретили одного старика.
— Бабай (дедушка; вежливое обращение к старикам; обращение зятя к тестю), скажи нам, пожалуйста, хорошо быть правдивым или обманщиком?
Старик вроде бы даже рассердился:
— Сами должны знать такое-то. В наше время правдивые не в цене. Их ругают, бьют и даже в Сибирь совсем понапрасну отправляют. Обманщик везде в довольстве живет.
Алдар тут пуще обрадовался:
— Все говорят то же самое, что и я, — и посмеялся над своим товарищем.
Тугры сказал: — Ну, друг, что бы там ни было, я обманщиком не стану, — и снова повел, говорят, своего друга по этой большой дороге.
Куда бы они ни приходили, Алдар везде обманывает, ворует, его кормят, поят. Тугры же за кусок хлеба сто потов прольет, а иногда глотка воды не может найти. И хотя он сам не печалится своим бедам, Алдар, смеясь над ним, спрашивает:
— Ну, как дела, хорошо ли быть правдивым?
Долго они шли, и вот бедняга Тугры сильно проголодался.
— Друг, дай мне хоть кусочек хлеба, — просит он Алдара.
— Отдашь один глаз, дам, — говорит тот.
— Коли греха не боишься, делай со мной, что хочешь, только дай кусок хлеба, — просит Тугры.
Алдар взял у друга один глаз и дал ему ломоть хлеба. Поев и отдохнув, они снова пошли по этой большой дороге. Шли они, шли, и Тугры настолько ослаб, что еле-еле ноги волочит. Он снова попросил у товарища хлеба. Алдар и бровью не повел, говорит:
— Другой глаз отдашь, дам.
Тутры попытался было возразить:
— Эх, родненький, так ведь я совсем тогда ослепну, что же делать-то буду тогда?
Но Алдар как отрезал:
— Не болтай понапрасну, другой глаз не отдашь, хлеба не получишь.
Что делать, согласился Тугры и другой глаз отдать. Совсем ослеп Тугры.
Не может уж Тугры поспевать за своим ненадежным попутчиком. Безжалостный Алдар оставляет его посреди дороги.
Несчастный Тугры в надежде выйти к какой-нибудь деревне, запинаясь-заплетаясь, пошел себе в одну сторону. Долго шел так, устал и, не зная, что и делать, присел в одном месте, и послышался ему, говорят, голос:
— Иди вправо, там в большом лесу встретится тебе звонкий родник, если вымоешь его водой глаза, откроются они. Как откроются глаза, увидишь возле родника дуб, заберись на его вершину и сиди до вечера!
Бедный слепой обрадовался и побрел вправо, к лесу. Нашел он там родник. Как вымыл глаза его холодной водой, так открылись у него глаза. Увидел он дуб и взобрался на его вершину. Солнце уже заходило. Вскоре и ночь наступила. В самую полночь собрались под дубом джинны и стали рассказывать, где они за целый день побывали. Вот один из них и говорит:
—- У дочки падишаха был, я ее уже третий год мучаю, никак прогнать меня не могут. Чтоб меня прогнать, надо в такой-то местности у Гали-бая четки взять.
Пока джинны между собой так разговаривали, заря взошла, и джинны, говорят, исчезли. Запомнил их слова Тугры, спустился на землю и отправился искать четки Гали-бая. Много дней он ходил, нашел, наконец, бая. И сказал он ему:
— Год буду служить тебе, а за то ты мне четки отдашь,—и нанялся служить так Гали-баю.
Дни проходят, Тугры от всей души старается, работает, ночи даже не спит. Вот и год прошел, Тугры просит четки. Бай не отдает:
— Ты — добрый человек, денег, сколько захочешь, бери, а четки я тебе не отдам.
Тугры отвечает:
— Мне денег не надо, Гали-абзый, за что меня нанимал, то и дай.
А Гали-бай говорит:
— Тогда еще год поработай, потом уж четки твои.
Что делать, бедный Тугры вынужден еще год терпеть. Еще старательнее работал он, чем в прошлом году. Проходит еще год. А Гали-бай и на этот раз не отдает четки:
— Сколько бы ни брал, бери богатства или же еще год поработай.
Долго думал Тугры, а потом сказал себе: «Нет, бай силен, с ним тягаться не станешь» — и остался еще год служить. Он работал еще старательнее, чем в прошлые два года. Полюбили его очень. Старался он, старался, работал, работал, и вот и третий год пришел к концу. Сам Гали-бай теперь не жалеет четок.
— На, браток, за прямоту, за усердие, — сказал он и отдал четки.
Тугры взял четки, не забыл поблагодарить, попрощался и ушел искать падишахскую дочку, которую мучает джинн.
Придя в город, он рассказал народу, что может вылечить дочку падишаха. Весь народ этому очень обрадовался, побежали люди и сказали падишаху об этом. Падишах тоже очень обрадовался, вызвал Тугры и велел лечить свою дочь. Тугры согласился лечить дочь падишаха, оговорив себе несколько дней. Налил он в одну посуду воды, макнул в нее три раза эти четки и велел падишахской дочке вымыться этой водой. Вымылась девушка этой водой и вскоре поправилась.
Обрадовался падишах, хотел он одарить исцелителя разными подарками, а тот не берет. Увидев такое дело, дочь падишаха и говорит:
— Нет, отец, я за него замуж выйду.
Падишах на это согласился, в тот же день устроил им пышную свадьбу, отдал Тугры свою дочь в жены. Теперь наш нищий Тугры стал зятем падишаха. И еда, и одежда у него такие же, как и у самого падишаха.
Вот однажды захотелось Тугры навестить родные края, попросил он у падишаха лошадей. Падишах велел запрячь прекрасных коней в самый лучший фаэтон, отправил зятя и дочь в гости к сватам. В дороге повстречали они того Алдара. Не узнав Тугры, тот просит:
— Будьте милостивы, подайте копейку!
Тугры же, узнав Алдара, был удивлен, что тот до такой жалкой жизни опустился. Дал он ему много денег и говорит:
— Или не узнаешь меня? Говорил ты мне: «В этом мире правдивый добра не видит». Забыл разве, как без глаз меня оставил?
Алдару стыдно стало, не знал, что и сказать. Тугры увидел, что стыдно ему стало, и говорит:
— Не бойся, я тебе ничего не сделаю.
И рассказал ему подробно все то, что с ним было после их расставания.
Алдар же в слезах поведал о том, как он воровал, обманывал, грабил людей. Потом Тугры, распрощавшись с Алдаром, поехал своей дорогой. Алдара все рассказанное очень удивило. Он тоже захотел стать, как Тугры, пошел в тот лес, о котором ему рассказал Тугры. Нашел он этот лес, ополоснул глаза родниковой водой и забрался на вершину того дуба, под которым собираются джинны. Те увидали его, стащили с дуба и, как собаки, разодрали, говорят, Алдара.
|