Среда, 18.06.2025, 08:30:56   Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Разделы дневника
Русские народные сказки [317]
Сказки русских писателей [205]
Татар халык әкиятләре [54]
Татарские народные сказки о животных [39]
Татарские народные волшебные сказки [40]
Татарские народные бытовые сказки [148]
Сказки народов мира [1070]
Литературные сказки зарубежных писателей [343]
Дөнья халыклары әкиятляре [241]
Разное [3]
Юмор [14]
Шигырьләр [21]
Стихи [8]
Хикәяләр [64]
Рассказы [12]
Книга о воспитании [11]
Каюм Насыри
Татар халык легендалары [37]
Татар халык мифлары [28]
Мәкальләр һәм әйтемнәр [193]
Татар халык иҗаты
Риваятьләр [258]
Татар халык иҗаты
Татар халык табышмаклары [29]
Татарские народные загадки [36]
Халык афоризмнары [33]
Татар халык мәзәкләре [19]
Татар халык дастаннары [32]
Татар халкының бәетләре һәм мөнәҗәтләре [5]
Тамашалы уеннар [40]
Җырлы-биюле уеннар [44]
Зиһен сынаш уеннары [36]
Хәрәкәтле уеннар [75]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 6531
Посетители
Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
 Дневник
Главная » 2025 » Апрель » 17 » Загадки дочери китайского хана
Загадки дочери китайского хана
21:33:53
Царевич Халяф добрался наконец-то до города Чина. Он вошёл в город, выбрал понравившийся дом. Это был дом одной женщины. Она вышла узнать, кто пришёл. Халяф приветствовал женщину:

— О мать! Любишь ли ты гостей?

Женщина тут же высказала радость, готовность услужить ему:

— И дом мой, и состояние моё пусть будут твоими.

Царевич сказал:

— Куда бы мне привязать коня?

Женщина показала место. Царевич привязал коня. Тем временем женщина приготовила стол, угостила царевича.

Царевич сказал:

— О мать! Есть ли у тебя человек, который принесёт нам с базара вещи?

Женщина ответила:

— Есть у меня десятилетний сын.

Она поставила его в услужение к царевичу. Царевич повелел:

— Принеси домашнюю мебель, утварь.

Мальчик исполнил его повеление. Мать и сын служили царевичу.

Царевич сел и погрузился в негу. Стал рассуждать: хорошо бы стать нукером или сборщиком налогов у султана этого города. Затем спросил:

— Есть ли у вашего повелителя дочь или сын?

Женщина сказала:

— Есть одна дочь. Такой не сыщешь ни в поднебесье, ни на земле. Нет такой ни в Чине и Мачине*, ни в Хите и Хотане*, ни в Руме*, ни в Булгаре. Стройна как кипарис, величественна, такой Аллах до сих пор ещё не сотворял. Но надо сказать и то, что кровопийца и интриганка, каких мало на свете.

Царевич спросил её про возраст. Женщина сказала:

— Ах, дорогое дитя моё! Ей всего двадцать, но за это время она погубила пятьсот царевичей, напрасно пролила их кровь.

Царевич спросил:

— За что же?

Женщина рассказала:

— Многие красавцы сватались к ней, но потеряли и жизнь, и богатство. Причина такова: договорившись с отцом, она ставила условие — её мужем станет тот, кого пожелает её душа. Того, кто хочет её взять в жёны, приглашает к себе, сажает рядом. Собирает имамов, судей, достойных людей города и при них спрашивает: «Хочешь потешить свою душу?» Открывает лицо и предстаёт во всей красе. Так привлекает его, притягивает к себе. Потом говорит:

— У меня есть несколько загадок, вопросов, если ответишь на них, стану твоей. Если не сможешь, то пусть эти достойные люди будут свидетелями: и кровь твоя, и богатство твоё станут моими.

Несчастный, страдая от великой любви, соглашается. Достойные люди — свидетели этого, и поэтому не могут обвинить её в жестокости. Юноша не может ответить. Девушка говорит, что он сам на всё был согласен, проливает его кровь и забирает его богатство.

Царевич воспылал любовью в душе и в мыслях и решил:

— Или отвечу на её загадки, или, как и предыдущие, сложу голову на воротах цветника моей души.

Предал он себя воле Аллаха, о душе своей не горевал. Простился со старухой, сел на коня и направился ко дворцу шаха Чина.

Доскакал он до ворот. Девушку позвали к воротам, дали знать, что кто-то приехал. Девушка, услышав весть, обрадовалась и послала человека к отцу: «В силок ещё одна птица попалась».

Застелили коврами пол приёмного зала, поставили трон. Созвали имамов, кади-судей и свидетелей. Явились все: начальники-тюрэ, аристократы, деятели — опора государства, большие учёные. Они готовы были присутствовать на этом зрелище, говоря: «Ещё один жених явился к дочери Фагъфура, чтоб потерять свою голову».

В городе Чине поднялся шум, началась суета: «Будет состязание с девушкой»,— решили. И бедный, и богач— все, в ком душа была жива, собрались туда.

Наконец Фагъфур пришёл и сел на трон. Позвали царевича. Увидев Фагъфура, царевич произнёс молитвы своей ладной речью. Фагъфур был вынужден встать, обнял и приласкал царевича. Посадил рядом, расспросил про его род, семью. Речь царевича лилась как струя воды, всё подробно описала ему. Фагъфур похвалил его красивую речь и внешность. Присутствующие сказали:

— Какая жалость! Такой приятный юноша погибнет от руки недостойной.

У Фагъфура также сердце защемило, он сказал:

— Ах, царевич! У тебя есть ум и рассудок. Но я с уверенностью могу сказать, что ты их лишишься. Моя дочь жестокая, кровожадная, с каменным сердцем. Я против её затеи. Вина моя в том, что не могу ослушаться её, противостоять ей.

Царевич, испытав милость и доброту шаха, склонил голову наземь, помолился и сказал:

— Цель моя такова: добиться чести быть зятем падишаха. Ещё одно на душе у меня: быть хозяином этого общества. Если не получится, что же — сколько таких царевичей, как я, не добились желаемого, моей особе хватит и того, если народ скажет: «Такой-то прибыл издалека, чтобы стать зятем Фагъфура чинского». Если умру, скажут потом: «Не добился успеха, погиб, горемыка». Мне этого достаточно.

Шах приказал:

— О ты, мудрец! Остановись!

Но было бесполезно. Царевич продолжил:

— Давайте, пусть девушка придёт, приступит к вопросам. Посмотрим, добьёмся ли успеха. Или ошибка получится.

Девушке сообщили. Она пришла, села. Краем глаза следила за царевичем, затем подняла с лица покрывало. Словно из-за туч луна показалась. Царевич, увидев это, в тысячу раз влюбился в луноликую, но удержал себя, не упал в беспамятстве. Девушка видела, что влюблённый присох к ней. Спросила:

— О царевич! Это что за опоры? Небосвод мира на них держится. И что за вещь делает его круглым?

Царевич сказал:

— Эти опоры — четыре материи: огонь, вода, воздух, земля. То, что держит, четыре стороны света.

Девушка спросила:

— Что это такое: оно может быть в человеке, пери, диве, в тетради записей грехов, в небе и на земле, в нужных и движущихся предметах, а также в Боге?..

Услышав эту загадку, Фагъфур и все имамы, кадии погрузились в печаль. «Что же это может быть?» — думали они.

Царевич ответил:

— Этот вопрос похож на его ответ.

Услышав его ответ, девушка сказала:

— Правильно*.

Народ стал хвалить, славить царевича.

Девушка задала вопрос:

— Что за тюрьма такая, где его сорок дней хранили?

Царевич сказал:

— Это море, оно хранило рыбу Юнуса*.

Девушка сказала:

— Пусть милость Аллаха да будет с тобой.

Затем вновь спросила:

— Кто такие четыре существа, которые появились без отца и матери, ходили по земле?

Царевич ответил:

— Адам и Хаува, баран пророка Исмаила, посох Мусы, верблюд Салиха*.

Девушка спросила:

— Что это: со дня сотворения мира солнце коснулось его лишь раз и более не коснётся?

Царевич ответил:

— Это Красное море*.

Девушка сказала:

— Хорошо ответил. Но что это такое: был неживым — оживился, душу обрёл, змеёй был — обернулся деревом.

Царевич ответил:

— Это посох Мусы.

Девушка спросила:

— Что такое: не человек и не ангел, а связал себя обещанием?

Царевич ответил:

— Муравей Сулеймана*.

Девушка спросила:

— Кто испытал смертные муки ещё при жизни?

Царевич сказал:

— Пророк Аюб*.

Девушка спросила:

— Кто такие — состарившись, они возвращаются в родные места?

Царевич ответил:

— Угри.

Девушка спросила:

— Это какой посол: не человек, не ангел и не джинн?

Царевич ответил:

— Это ворон, ставший повивальной бабкой пророка*.

Девушка спросила:

— Который сын был старше своего отца?

Царевич ответил:

— Это сын пророка Гозаера*.

Девушка спросила:
— Кто такие, сказав ложь, попали в рай, а сказав правду, попали в ад?

Царевич ответил:

— Это братья Йусуфа, они сказали, что Йусуфа съел волк. Ещё одно: иудеи и христиане, сказавшие, что иудеи ничего не стоят*.

Когда речь завершилась, Фагъфур поднялся и сказал:

— Хватит.

Царевич тоже встал:

— Приказ повелителя,— сказал он.

Когда закончили, девушка сказала:

— Будь славен во всём мире. Слава твоей памяти, слава твоему разуму — ты спас свою душу. Этот человек торжествует на ковре, я ухожу. Завтра приходи и говори, будешь беспомощным.

Царевич сказал:

— Ответы я тебе приготовлю, терпение тебя покинет.

Фагъфур и собравшийся тут народ восхваляли царевича. Девушка была грустна, ушла в свой дворец, поникнув головой...

* * *


...Фагъфур велел девушку приготовить. Девушка, нежась и ласкаясь, со счастливым видом села на трон. Царевич сидел на своей скамье, опустив глаза, и совершенно не смотрел на девушку.

Девушка же своим видом хотела довести юношу до обморока. Царевич спросил:

— Ну что у тебя, принеси, покажи или скажи.

Девушка сказала:

— У какого трупа кровь священна?

Царевич ответил:

— У рыбы, рака, печени и райского банана.

Затем она спросила:

— Что дозволенное в то же время не дозволено?

Царевич сказал:

— Куриное яйцо*.

Девушка спросила:

— Что за 10 человек входят в город, а выходят, уже превратившись в 12 тысяч.

Царевич сказал:

— Братья пророка Йусуфа*.

Девушка спросила:

— Это что за дерево: у него 12 веток, на каждом по 30 листьев, у них одна сторона белая, другая чёрная?

Царевич ответил:

— Это дерево — год, 12 месяцев и по 30 дней. Их чёрная сторона ночь, белая — день.

Девушка спросила:

— Что за гость, от которого народ бежит?

Царевич сказал:

— Это смерть.

Девушка спросила:

— Человека, высказавшего, не видя, свидетельство, одарит добром — что за свидетельство?

Царевич сказал:

— Это свидетельство веры — о единстве Аллаха.

Девушка спросила:

— Есть два недруга — недовольны друг другом, и они же два друга, нераздельны между собой?

Царевич сказал:

— Это пчела и человек*.

* * *


...Заря занялась. Халяф встал, сотворил намаз. Затем надел хилгать, подаренный Фагъфуром, сел на коня и направился ко дворцу шаха. Там поцеловал руку шаха, выразил своё почтение. Фагъфур душевно обнял его, прижал к сердцу, посадил справа от себя. Затем Фагъфур вызвал известного лекаря и послал к дочери.

— Пусть принесёт свои загадки, получит положенный ответ, не томит народ. Хорошо бы уже прочитать никах.

Получив весть от отца, девушка украсила себя в тысячу раз краше, чем прежде, и села на трон. У всех, кто бросал взгляд на её ясное луноподобное лицо, слепило глаза.

Девушка сказала:

— У меня есть два вопроса, ответишь — рука твоя, не ответишь — моя.

Царевич сказал:

— Если есть вопросы, то задавай, не томи нас.

Девушка спросила:

— Какая покорность, исполнение религиозного обряда доведёт человека до ада, а какой грех доведёт человека до рая?

Царевич ответил:

— Корыстное и подозрительное богомолье доведёт человека до ада. А обман во спасение святого человека, на пользу ему доведёт сказавшего до рая.

Девушка спросила:

— Что это такое — его Тенгри* простит, а пророки возьмут на себя?

Царевич сказал:

— Тенгри простит грехи мусульман, а пророки возьмут на себя заботу о грехах уммы*.

Тут девушка решила стать слабой и сказала:

— Тысяча похвал твоей чистой природе и светлой памяти!

...Затем Фагъфур приказал, чтобы приготовили всё для пира. С ночи до утра, от зари до зари, от звезды до звезды длились их увеселения и пиры.

Затем достойно разодели девушку, разукрасили, как положено дочери шаха, и соединили их руки. Они находились в своих покоях и между ними была такая любовь, такая любовь... Если бы их увидели Лейла и Меджнун, Вамык и Узра*, и то бы застеснялись и не смогли бы появиться на виду у людей. Она царевича так любила, что день и ночь твердила: «без него этот мир не нужен»,— он для неё составил весь мир.

Богатство китайской земли, управление государством Фагъфур отдал в его руки. Царевич же был рад взять царство в свои руки и правил достойно.

________________________________________________


Отрывок из хикаята о событиях, случившихся между сыном одного падишаха по имени Халяф и дочерью китайского падишаха, об их состязании в загадках. Это произведение вошло в рукописный сборник «Маджмугыл хикаят» (Сборник хикаятов), составленный и переведённый с персидского языка на татарский в 1775 г. Мухаммедрахимом бин Рафик Казани, жившим в это время в Тарском уезде Тобольской губернии. Сборник был подготовлен к печати Наджип Наккаш Исмагилом и издан в 1994 г. Текст взят из этой книги (см. «Указатель источников»).

Чин и Мачин — Китай и Монголия.

Хита и Хотан — Северный Китай и Туркестан.

Рум — Византия.

Правильно. Ответ таков: в вопросе девушки есть названия всех перечисленных вещей, значит, у всех у них, даже у Бога, есть имя.

Рыба Юнуса. Согласно легендам ислама, пророка Юнуса проглотила рыба. Благодаря Аллаху, Юнус из неё вышел целым и невредимым.

Адам и Хаува. Адама и Хауву создал Аллах; барана Исмаилу дал Аллах для жертвоприношения; посох пророка Мусы волей Аллаха превратился в змею; верблюда пророка Салиха Аллах выбил из скалы.

Красное море. Около Каира было устье моря Хинд. Когда пророк Муса переходил его, ведя за собой народ Исраиля, он ударил своим посохом, и показалась сушь, дно Красного моря, и солнце один раз коснулось его.

Муравей Сулеймана. Царь и пророк Сулейман шёл во главе войска через долину и увидел царя муравьёв. Он звал своих подданных-муравьёв спрятаться, чтобы войско их не растоптало. Услышав это, Сулейман, знающий язык зверей, птиц, насекомых, улыбнулся и обещал не давить муравьёв, и благодарил Аллаха за данные ему таланты. Об этом в Коране есть сура «ан- Намль» — «Муравьи», 17—19 аяты.

Пророк Аюб. Чтобы пророк Аюб разуверился в Аллахе, шайтан принёс ему много бед. Сначала уничтожил его состояние, затем погубил детей, послал тяжёлые болезни. Черви изгрызли всё мясо на его теле — остались одни кости. Но при всех болезнях и бедах пророк не переставал верить в Аллаха и молиться ему.

Повивальная бабка пророка. По некоторым легендам, мать Пророка Мухаммада Амина родила его в пустыне. Аллах послал ворона, чтобы отрезать пупок ребёнка, и он стал его повивальной бабкой.

Сын пророка Гозаера. Как упоминается в Коране и в истории пророков, Аллах умертвил Гозаера и через 100 лет оживил. Он умер сорокалетним и ожил в том же возрасте, а его сын в это время был уже седым, сгорбленным старцем.

Иудеи и христиане, сказавшие, что иудеи ничего не стоят. В Коране, во 2 суре («ал-Бакара»), в 113 аяте говорится: Иудей сказал: «Христиане ничего не стоят». А христианин сказал, что иудеи ничего не стоят, их религия не истинна. Сами они читали книгу Аллаха, но нарушили установки Аллаха и свои религии превратили в обман.

Куриное яйцо — недозволенное, так как выходит оттуда, откуда и отходы; дозволено — его от грязи защищает скорлупа.

Братья пророка Йусуфа. Пророк Йусуф проводил своих братьев в Кинган (Ханаан) под охраной в 12 тысяч человек.

Пчела и человек. Пчела боится человека, человек — пчелы; в то же время человек помогает пчеле, а пчела — человеку.

Тенгри — 1) ист. общетюркский бог неба; 2) бог, Аллах.

Умма (өммәт) — род, племя. Здесь: последователи, приверженцы пророков.

Вамык и Узра —герои древнеперсидского дастана, страстно влюблённые друг в друга.



Категория: Татарские народные загадки | Просмотров: 22 | Добавил: ilbyak-school | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наверх
Календарь
«  Апрель 2025  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Форма входа
Поиск
Ссылки
Статистика
Copyright © 2006—2025 МСОШ с. Ильбяково.
При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на ilbyak-school.ucoz.ru обязательна.
Сайт управляется системой uCoz