Природа и жизнь
Сезоны матушки-природы Текут, как жизненные воды: Весенний гром — туман безбрежный, Жар лета — юности надежды, Златая осень — ягод россыпи, Зима холодная — грусть проседи.
Ох, сложен и тернист нелёгкий путь: Напишется судьбой — не зачеркнуть. Где ошибемся, где отыщем суть — Возможно ли познать кому-нибудь?
И важно то, что обретет значенье, Наполнит смыслом времени теченье! Весна пусть дарит нам свое цветенье, А осень — урожая предвкушенье.
И надо стать внимательнее к людям, Мольбы и просьбы чуткость пусть разбудят. Ведь по делам хорошим в жизни судят: Покуда помнят — столько жить и будем!
Смысл жизни
Счастья суть, как понимают многие, — Жить, купаясь в роскоши, в богатстве. Лишь одно меня, признаюсь, трогает, — Это счастье Родины и нации.
Дружбы суть — открытость, честность, крепость, А не занимаемая должность. В трудностях мы ценим дружбы верность, Так нам дорога её надёжность!
Суть любви — есть душ объединенье. Если оба сердца в такт стучали, Гомон внуков ждать мне в воскресенье: «Дед, встречай, мы по тебе скучали!»
Душа очищается Тесно песням на оперной сцене. А народным напевам — тем паче. Я в лесах под берёзовой сенью, Грусть-тоску раздавая, поплачу.
Я у дуба займу себе силы, У берёз наберусь чистоты я. Если сердце немного остыло, Красотой исцеляюсь России.
Вновь, как ровня, сойдусь с перелеском. Может статься, и вы в нём бывали. Через лет пылевую завесу Мчит душа в заповедные дали.
В те времена...
Жизнь подгоняет человек Из детства — в юность, в старость. Перебирая груз побед, По детству заскучалось.
Приобретаем ценный ум, Испытываем в битвах. Щедра судьба, но не пойму: Порой дает под дых нам.
И вот тогда... Вернуть хочу Объятья папы с мамой. Качнуться в зыбке и уснуть. Став беззаботным самым.
Душа ретивого коня
Не стреножить вам строптивого коня, Необуздан он встаёт вдруг на дыбы. Не стегайте плетью, нрав крутой виня, На майдане Сабантуя и судьбы.
Кто не смог решиться выйти на майдан, Плачут в стойлах своих, копытом бьют. Им удел смиренья был при жизни дан — Вольный ветер разменяли на уют.
Я смирился, не противлюсь уж судьбе, И живу ни путь, ни долю не коря. Только рвется иногда душа в полет, Как душа ретивого коня.
Осень жизни
Великолепье осени — в дарах: Свезённое зерно на ток. И ягоды... Итог стараньям видим в закромах И на столе обилием вкуснятины.
И радость от свершённых нами дел Получим мы заслуженной наградой: Где внуки — высшей радости удел. Друзья, что жизнь прошли со мною рядом.
Но благодати не видать тому, Кто к людям не проявит человечность, — И осень жизни скатится во тьму Ночей печальных в думах бесконечных.
Возвращайтесь!
На погосте деревенском Дед и бабушка лежат. Папа, мама, тоже здесь вы. Боль в душе моей свежа.
Мы не ценим их при жизни И не едем, если ждут. А теряем — грустны мысли. Что назад их не вернуть.
Всё не вечно в мире нашем. Из ошибок путь кроим. Грустно память будоражим, Грустно в прошлое глядим.
Будто птица дом свой ищет, Плачет сердце над гнездом. А берёзы на кладбище Шепчут: «Не бросайте дом».
Подведем, друзья, итог: «Возвращайтесь к тем, кто живы». У меня так не сложилось – И рыдаю, да не впрок – Вышел срок...
Поэт
Говорит: «Ни строчки больше!» И в сердцах перо бросает. Мысли бродят табунами. В них – мелодии курая, Боль любви к родному краю. И творит поэт, не зная, Сможет ли стреножить сердце…
Одно желание Забыв обо всём, за богатством в погоне, Склоняются головы пред серебром, златом. Мы часто не помним, что муза — в загоне. И нищий поэт ворожит не за плату.
Он пишет, к народу стихи обращая, Он лирой затронуть пытается души. Но мир изменился, эпоха другая — Духовные ценности больше не нужны.
И светлые мысли, что вложены в книгу, Безмолвно томятся, покрытые пылью. Народ мой и мир, не скрывая обиду, Твердят: «Жизнь проходит пуста и бессильна».
А тот, кто народу нёс свет и прозренье, — Сгорел. Он был верен народу и лире. Когда бы великих ценились творенья, Мы знали бы, чем дорожить в этом мире.
А счастлив ли я?
«Есть в жизни счастье у тебя?» — Интересуются друзья. «Всё слава богу, — отвечаю, — Рассвет я с радостью встречаю».
Я Господа благодарю, Что подарил мне жизнь мою. Я маме благодарен милой, Что в жизнь мою вдохнула силы.
Да, счастлив! В небе не порхаю — На землю твёрдо наступаю. В моём краю мой след заметен. Мечты реальны — ввысь лететь им!
Да, счастлив! Жажду утоляет Вода живая, ключевая. И песня жаворонка в мае Весной мне душу наполняет.
Да, счастлив! Рядом, окрыляя, Со мной лебедушка родная. Мне дети радость добавляют, Внук, что вовек не наласкаю.
Я буду до конца счастливым, Коль жизнь наделит меня силой: Всем тем, кто с просьбой б приходили, Я помощь не пронёс бы мимо.
Кручусь, как мальчик на побегушках
От дурного спаси, сохрани меня, Господи! И не дай увязнуть в погибели и беде. Я не знаю, куда указует мне перст судьбы, Но к святым делам мне бы вовремя взять разбег.
Рассветает и катится солнце за горизонт. Оживает природа — в стране чушь и болтовня. В тупиках, закоулках лишь зло, притаившись, ждёт И камнями обмана сбивает с пути меня.
И хочу убежать, только силы уже не те, Или мир так устроен, что не избежать судьбы. Уходя, возвращаюсь к навязчивой пустоте И не вижу следов утекающей вниз воды.
Будто чистый родник в толще гор пробивает путь, Так и наша душа устремляется в мир людей. Жаль, преграды намереньям нашим не обогнуть, Не найти в этот светлый мир обходных путей.
Намечает природа нам новые рубежи, Что там снова Господь добавляет в мою судьбу?! Я у жизни на побегушках кручусь во лжи, Вспять течь время заставить хочу, только не могу.
Не торопи!
Мчит по дороге рьяно конь судьбы. Проходят дни, меняются года. Устану и мечтаньям предаюсь, Мне так уж не промчаться никогда!
Но, сколько раз я слово ни давал, Спокойно дальше жить, смирив дела, Мне не взнуздать каурого коня. Да лишь бы польза людям в том была!
Господь меня, наверно, возлюбил, Позволив гнать коня на водопой. Я эту жизнь до дна хочу испить, Не торопи судьбу, каурый конь!
* * *
Жить как выгодно, удобно Не спешил, не лез в князья. И живу сейчас спокойно, Зависть — не в моих друзьях.
Роскошь серебра и злата Алчный нож в крови топил. Пользы нет, и ждёт расплата Тех, кто о душе забыл.
За богатством мчат в погоне Лёгкий путь торят мужи. И земля под ними стонет, И межа в слезах лежит.
На богатство не меняйте! Жизни разная цена бывает — Как серебряная, так и золотая. Часто без причины на земле Человеческая падает в цене.
Разные находятся причины: Ваххабизм и терроризм — вот те личины. Тысячам выносят приговор. Эпидемия в стране у нас иль мор?
Без причины жизни обрывают, Кровь струится, землю обагряя. Души променяли на рубли, И людей, как скот, на бойню повели.
Души от грехов обороняйте, На богатство кровь чужую не меняйте. В Богом данный срок судьбы не лезть! Не теряйте человеческую честь!
Жизнь — вода
После зимы ждём весны половодья, Летние трели. И не спеша, но кончаются вроде Жизни капели.
Годы — как воды: ключом серебристым Детство звучало. И молодым жеребцом к водопою Юность промчала.
Тихо струятся, неторопливо Зрелые годы. Только вот сердце моё не стареет В поисках брода.
Как птицы
В небесах щебечут птицы, Знать бы мне, куда летят. Люди, как птенцы синицы, Вечно стаей жить хотят.
В небе на исходе лета Клин лебяжий тянет след. Путь морщинками отмечен. Стелет жизнь осенний плед.
В нём и радость, и печали Удивительно сплелись. Чтобы внуки вспоминали Тёплым словом нашу жизнь.
Судьба
Судьба — река, и мы в воде Плывём, в неё ныряем. Вершина, водопад в судьбе — Над жизнью размышляем.
Судьба, как конь, вперёд бежит, Не смотрит влево-вправо, Земля из-под копыт летит И глушит боль упрямо.
Судьба — серебряный родник. Но вкус воды разнится. Я к сладкому душой приник, Вкус горький — не напиться.
Всё было: горе и беда, Я видел радость, счастье... Судьбе, журчащей, как вода, Спасибо за участье!
* * *
В беде мы восклицаем: «О Аллах!» В другое время это забываем. Уж в волосах искрится седина, Но в дом Аллаха дверь не открываем.
А сколько, невзирая на запрет, Хранили веру наши аксакалы. Сегодня можем мы сходить в мечеть, Да вот доступнее она не стала.
Уютный вечер. Пачка сигарет. Я пью вино. Хоть отбавляй соблазнов. Но не найти в моей душе ответ: И помыслы чисты, а ноги вязнут.
Снимая стружку лет, проходит век — Грехи счищает, раны открывая. Пора читать намаз, умерив бег, И чётки перебрать, себя спасая.
Мысли одного знакомого
На улице осень, и лист одинокий Кружит на холодном ветру. Отбился от дома, плутает в дороге... Налево ль, направо ему?
Стучатся в окошко дожди моей жизни, Прискорбно, но осень пришла. Душа бесприютная мечется, виснет... Опору себе не нашла.
Наверно, судьбе довелось заблудиться В ошибках бесцельных дорог. Но к прошлому нам не дано возвратиться. Жизнь входит в последний виток...
Больше хорошего
Путём осенним человек идёт. Ночь впереди, туман и поворот. Чтоб жизнь твоя прошла благополучно, Внимательно смотри, смотри вперёд!
Копи побольше добрых, чистых дел, И интересней станет твой удел. И память добрую оставишь на земле. Чтоб в старости не горевал, а пел.
«Не сотвори добра, не будет зла» — Правдивы ли народные слова? Но в этом мире, вопреки поверьям. Преобладают добрые дела.
Шаги
Сделан мною в детстве робко Первый шаг, чтоб жизнь познал я. В юности в ходьбе сноровку Приобрёл, задор и знанья.
В мире след какой оставит Из мужских поступков тропка? Просто мышечная память? Дел свершённых гравировка?
Зрелость, юность, детство, младость — Всё в клубок смоталось туго. Наши годы — это кладезь, Время мудрости и внуков.
Счастье есть Дай, Боже, в жизни счастьем наслаждаться: Друзей имея, — можно в путь пускаться, Плечо подставят, не дадут сломаться, — Кусок последний разделив по-братски. В пути мы будем за руки держаться И верными друзьями оставаться...
Есть друг — и счастье обретёшь в дорогах... Друзей надёжных не бывает много.
Гороскоп
Звёзды могут земную судьбу Предрешить. Я смотрю на звезду. Только что и кому суждено, Угадать не всегда нам дано.
Для того, чтоб сбывались мечты, К небесам обращаешься ты, Если в небе ночном видишь след От падучей звезды иль комет.
Мне по звёздам судьбу предсказать Удаётся. Опять и опять Я молюсь, чтобы в жизни своей Не остаться без верных друзей.
Ушедшие из жизни заставляют задуматься...
Осенними пустыми вечерами Воспоминанья давят мне виски. Переживанья об ушедших рано Опять разворошили пыль тоски.
И жизнь, что не дописана судьбою, Заставит думать, отложив дела. «В рай требуются души с чистотою», — Чтоб успокоить, говорил мулла.
Нет пользы в том, что путь одних был долог, — Ведь без огня он мир не осветил. Другой — ушёл, не разменяв и сорок, Но он в веках дорогу проложил.
Жаль, заморозки рано наступают. И недосчитываемся друзей. Я Бога умоляю быть добрей! По памяти людей перебираю, И сердцу от потерь еще больней.
Не разлучай
Зимушка белая, белые снега, Белые лебеди кружатся в лете. Свет, чистота, задушевность — друзья. Пусть же они не бросают меня.
Жизненный путь иногда удивляет: В ямы, ухабы порой завлекает. Часто бывает, мы ходим по кругу. Правильный путь узнаём мы у друга.
Другу в тяжёлое время протянем Обе руки, коль одной не хватает. Может так статься, что завтра тебе Станет он тоже опорой в беде.
Самонадеянный и недалёкий... В жизни такие всегда одиноки. Бог, сбереги от ошибок людей, Не разлучай настоящих друзей!
Кто преподнёс урок?..
Школьные друзья и однокашники, Годы детства вместе проведённые. Первые друзья и знанья важные, В юности далёкой обретённые.
И на ум приходит неожиданно, Если букварём листаю прошлое: В океане жизненном, обыденном У кого учился я хорошему?
Брал уроки папины и мамины — Первые уроки жизни правильной. А второй урок в судьбе моей Брал у самых истинных друзей. Истину открывших мне друзей!
* * *
Поля пусты. Осеннее затишье. Высоко в небе гуси пролетают. И грустное курлыканье я слышу, И мысли в тишине летят за стаей.
Мой милый город, эй, Казань родная! Что города чужие с их величьем? Душа чужих красот не принимает – Душе красоты родины привычней.
Года летят вслед перелётным стаям, Дни и часы проходят, исчезая. А сердце бьётся, с грустью подмечая: «Не зря ли жизнь проходит? Как узнаю?»
Идёт Новый год
Новогодние надежды Мишурою не прельстят. Мне б спокойствия, как прежде, И друзей — и весь расклад!
Пролетает жизнь, и время Катит судьбы под откос. Вот бы радость с переменой Новый день стране принёс!
Чего не хватает душам?
Душе всегда чего-то не хватает: Так летом ждёт, когда зима настанет, Весной ждёт с нетерпением жару, А зимними морозами — весну.
Душе опять, чего-то не хватает: Идёт, несётся, время обгоняя; Остановившись, с грустною улыбкой Подсчитывает раны и ошибки.
Душе ещё чего-то не хватает? От суеты она изнемогает, Но, оказавшись вдруг в уединенье, — Теряет, беспокойная, терпенье.
Чего же нашим душам не хватает?
Собрать бы всех татар
Как будто ожерелье разорвали — Рассыпало татар кого куда. Упали, закатились и остались Вдали от родового очага...
Довольно есть в истории ошибок... В судьбе татар трагичность видим мы. Путь сохранить язык, культуру гибок — За это бились лучшие сыны.
И многие всю жизнь вдали прожили С одной мечтой: увидеть край родной! ...Когда валили лес в глухой Сибири И за углём донбасским шли в забой.
Истории бездонные глубины, Как в недрах, тайны вечные хранят. Те, кто пройдет их — обретёт седины. Бесследно они скольких поглотят?!
История, возможно, внукам нашим Вновь приоткроет ханские врата... Ах, если бы Казань, как бусы в чашу, Смогла собрать разрозненных татар!
Осенние раздумья...
Из тысячи оттенков соткан день, Осенний ветер листья ворошит. Но тусклым блеском осени одеть Ты душу не спеши.
Осенним днём и птицы не поют, Лишь плачут в небе грустными «курлы». Прощания на память раздают: «Не ждите до поры!»
Придёт весна, и лето отзвенит, И осень возвратится на круги. Лишь молодость укатится в зенит — Не схватишь, не беги.
Мне осень листья чувств разворошит И, на весёлость наложив запрет, Я буду дальше, отцветая, жить, А может, нет.
Жизнь — миг
Человеческая жизнь, присмотрись, — Это искорка горящих костров. От рождения до смерти — пройдись — Очень мало насчитаешь шагов.
Сколько каждому отмерено жить, Человечеству понять не дано. Как же в этом мире нам не наследить, Из благих занятий выбрать одно?
Дело доброе, проложенный след... Шаг за шагом — вот и всё — жизни нет. Во Вселенной, наши несколько лет Миг бесследный — или яркий момент.
А кто мы такие?
Апрельские туманы, вы Казань Укутали сиреневой чадрой. Над берегом я вижу Кул Шариф, Сююмбике с поникшей головой...
Блестят кресты и купола церквей. Не знаю точно, для чего они. Лишь месяцы святые близки мне И душу греют лишь они одни.
Когда-то, много лет тому назад Кем были мы — рабы иль господа? Чья этот город возвела рука, — Потомками татар или булгар?
История вдоль волжских берегов, И Камой след истории не смыт. Слезой священных ханских родников Биляр сквозь толщу лет на нас глядит.
Кем были мы? Кем стали мы сейчас? Народ булгарский гордых праотцов, Брось, разорви истории туман, Вновь внукам покажи свое лицо!
Мои дороги — моя судьба
Один идёт по жизни — размышляет, А кто-то засыпает на ходу. Я мысли по пути перебираю — С листом бумаги разговор веду.
Дороги, те, что в прошлом — испытанья. Различны были: тяжелы, легки... По ямам и оврагам расстоянья, Казалось, с новой писаны строки.
Там беды вместе с радостью остались. Ильбяково деревня, школа, класс... Богатством урожая восхищались, Награды получали много раз!
Ошибки совершались по дороге. Просчёт в работе, беспредельный риск... Подстраиваясь к веяньям эпохи, Неверные решенья родились.
Бесповоротно устремляясь ввысь Дороги поведут меня по свету. Всё впереди, туда, вперёд меня Стихи не сочинённые манят И песен недопетые куплеты...
Каждая любовь ранит...
На небосклоне лет я вижу Зарницы молодости дальней. И песни слышатся все ближе, И в край уводят изначальный.
Изрезан Млечный Путь следами И днями отшагавшей жизни. Лишь сердце, окунувшись в память, Испещрено теченьем мыслей.
Покрыты раны и насечки В душе томительной истомой. Из прошлых чувств струится речка И в молодость уносит снова.
Не надо, пусть за дальней далью Останутся любви страданья. Коль не родятся вновь желанья, Утратит жизнь очарованье!
Почему запутан след?
С пустынным небом я тебя сравню, Ни в чём тебя, народ мой, не виню. В краях чужих осели твои дети. А где покоятся святые мощи дедов?
В Крыму или в сибирской глухомани? Величье, прошлое в забвенье душу ранит. Нить рода рвали, путали нередко, Вот почему мы не найдём могилы предков!
Я прохожу по следу Чингисхана, Батыя вехи изучаю жадно, рьяно. Историю татарского народа Я восстанавливаю до седьмого пота.
Хочу вернуть татарский быт, размах. Всех ханов, да на добрых лошадях. И не остались бы в далёком крае Могилы наших предков, точно знаю...
Истина
Нас гонит век, жизнь динамичней стала. Родился кто-то, кто-то мир покинул. Один живёт — довольствуется малым, Другой мчит за богатством, тратя силы.
Бегут в торговлю, бизнес, не гнушаясь И обмануть в угоду личным целям. Коттедж, квартира... Гонкой увлекаясь, Меняют «джип», а упускают время.
Возможно, чёрт с такими дружбу водит. Он вертит ими, замутив рассудок. Они родных не помнят и находят Сто поводов переругаться с другом.
У жизни нашей есть одно мерило. Что пишет жизнь, кому дано исправить? Богатство прошлых лет уложит память. Уж час пробил и солнце отсветило. Денёчки жизни прошагали мимо...
Поклонение
С небес на нас спускаются Дожди, снега... Свод неба продырявился? С ним прям беда!
Земля в стихийных бедствиях, И льётся кровь. Брат против брата действия Предпримет вновь.
Нам не найти спокойствия — Безверье, крах. Детей своих собой закрой, Прошу, Аллах!
Отведи мою грусть От судьбы, говорят, не уйти, Из ошибок судьбы пути. Жизнь заставит не раз грустить. День пройдёт, календарь облетит.
Нам Аллах расписал судьбу, Но проклятья не по нутру. Обрати свои силы к труду, Прочь гони от себя хандру.
О Аллах, ты меня спаси И к рассветам новым неси, Чтоб от них я набрался сил. Сохрани, чтоб я не грустил!
Если не узнаем свою историю…
Родной народ, земля моя, Где сыновья? В чужих краях. Татары – племя земляков, Не сбросить им судьбы оков.
История, как манускрипт, Язык, обычаи хранит! А как жилось под каблуком, Надёжно скрыто тайником.
Кто снимет паутину лжи, Открыв былые рубежи? А если прошлое не знать – Конец. Татарам не бывать!
Почему забывает?..
Наступает в жизни осени пора. Я клубок из мыслей размотать пытаюсь. Вновь работа не заладилась с утра — На осколки дней душою натыкаюсь.
А другие почему-то Быстренько меняют кожу... Старость, не на две минуты, Завтра к ним нагрянет тоже...
Ветер жизни Ветер жизни моей дует, жизни ветер. Дни — опавшие листочки пролетают. Все подписывают адрес на конверте, И назад самим себе пересылают.
Ветер жизни моей дует, жизни ветер, Очень мало тех минуток, мало очень. А в объятиях любимой даже вечер, Даже ночи, пусть осенние, короче.
Ветер жизни моей дует, жизни ветер. Сосчитает дни кукушка в перелеске. Ночи лунные, манящие рассветы Оценил я только золотом на вес бы.
Ветер жизни моей дует, разошёлся. Моросят осенним дождиком денёчки. Только память застилает след мой шёлком, Оставляя всё, что будет многоточьем...
Хочется вернуть...
Густой туман мою Казань заворожил, Танцует город мой осенний менуэт, И Кул Шарифа горделивый силуэт — Скрипач души моей. А ноты так свежи!
Надеждой в будущее город мой согрет: Гранит истории облюбовал Муса, И Мулланур устал потомков вопрошать: «Когда народ татарский встретит свой рассвет?»
А у политиков погода подвела — То наметёт пурга, то снова тишина. И эта байка про свободу не нова, А жизнь у нас идет такая, как была.
И Волга мысли гонит — вброд не перейти. Дождь продолжает нам о прошлом напевать. В сердцах оковы разорвать и не молчать И ханов мудрых всё же хочется найти.
Плачет душа
Слышу дальний звон колоколов. Для кого-то сладостный мотив, А в моей душе звучит набат, Странную тревогу воскресив.
Память возвращает из глубин Все мечети, попранные в прах. И Сююмбике — их госпожа Провожала подданных в слезах.
Помнят ли колокола церквей Всех мечетей павших боль и стон? Зов истории услышу я, И душа заплачет в унисон!
|