Посетители |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Главная » 2025 » Июль » 24
В далекие времена, которые никто никогда не знал и не видел, учился в одном старом медресе мальчик-сирота. Деваться ему было некуда, вот и жил при медресе летом и зимой — ставил для учителя самовар, готовил еду. С учительского стола, глядишь, кое-что и ему перепадало. А тут еще по четвергам деревенские мальчишки кто мучицы, кто крупы горстку, кто яиц подкинет. И учитель не забывал сироту: случалось в гости куда пойти, приносил ему пропитанное мясным бульоном донышко бэлиша. Такое лакомство, правда, доставалось не часто, но и на том спасибо!.. И все же еды шакирду не хватало. Вверх он тянулся быстро и худющий был — страх смотреть: руки-ноги как палки. Потому, наверное, и прозвали его товарищи Кузнечиком. Сирота на них за это не обижался — был он молчалив и умел терпеть.
|
Давно это было. В киргизских степях, в краю уйматов, правил семью своими племенами светлый хан Моркас.
Могуч был хан, велик числом народ его и довольно было у него золота и добра всякого. Но не могуществом и богатством славился Моркас, а веселыми пирами. И тем еще, что более всего на свете ценил хорошую шутку и смех.
Родила ему молодая жена сына. В честь милостивого божества, покровителя всего живущего на земле, мальчика назвали Заятюляком.
|
Давным-давно было у одного человека три сына.
Жил он не то чтобы богато, но справно, нужды не знал. Были у него жернов, барабан да колодки для лаптей с кочедыком. Вот пришло ему время помирать. Призывает он сыновей и говорит: «Умру я скоро. Живите без меня дружно. Хватит вам того, что оставлю». Отдал он одному сыну жернов, другому барабан, а третьему колодки с кочедыком. «Этим станете себе на жизнь зарабатывать,— говорит,— кусок хлеба у вас всегда будет».
Похоронили братья отца и разбрелись кто куда.
|
Давным-давно жил бедняк по имени Гульназек.
Беднее шайтана был он. Ничего не дал Аллах лентяю и лежебоке, разве что ребятишек целую кучу. Надоела Гульназеку нищета, смастерил он лук со стрелами и пошел в лес.
Идет, а навстречу ему — див. Испугался Гульназек, задрожал весь, не знает где укрыться. А див уж рядом.
— Тебе чего тут надо, человек? — спрашивает.
— Я — охотник, поохотиться пришел,— отвечает Гульназек.
|
Жили в давние времена у одного человека две дочери и сын. Одна из дочерей была неродная ему. Не любили ее в семье. Посоветовались однажды и решили отвести девушку в лес. Сказал ей брат:
— Пойдем в лес, будешь там ягоды собирать, а я дров нарублю. Вечером вернемся.
Взяла девушка ведро и клубок с собой прихватила. Далеко забрались они, в самую чащу. Наконец остановились. Распряг брат лошадь и пустил ее траву пощипать, а сестре говорит:
— Ступай за ягодами да прислушивайся, вернешься, когда работу кончу.
|
Давным-давно жил один очень бедный человек.
Нечем было ему наготу прикрыть, негде приютиться. Вот и вынужден был весь свой век в соломе сидеть. Люди в шутку прозвали его за то Солом-Торхан-падишахом. Была у него приятельница — лиса. Она как-то и говорит:
— О друг мой, пришла мне охота женить тебя. Ведь тоска берет, как погляжу на такую твою жизнь. Пора бы уж и людям тебя показать.
Солом-Торхан отвечал на это:
— Ну что ж, окажи мне такую милость.
|
Салават купере сыман Балачак хыяллары. Балачагым хыяллары Канатлар куяр эле...
|
Аю күргәнегез бармы? Мөгаен, юктыр. Сез күргән аюлы урын — Зоопарктыр. Ә мин урманның үзендә Күрдем чыннан да, Күрше удмурт якларында, Кара урманда.
|
Ерак әле җылы язга, Ерак, ерак... Өчилесе тәнгә жылы Бирер сымак. Кайта Тукай, күренмичә Авырып ята, Бизгәк тота, мич башында Калтырата.
|
Баллада
Кыргый кәҗәләр Борын-борыннан Һәлакәт көткән Шушы урыннан.
|
Бала-чага, карты-яше Һәммәсе күккә карый: Менә кызык! — Тамаша бу! — Бәла булмаса ярый... — Зыянлы ул, карагыз тик Кара пыяла аша... — Тикмәгә түгел, дөньяның Ахыры якынлаша.
|
Анысы мин куркаклыкның Ни икәнен дә белмим. Өйдә ялгыз калган чакта, Тычканнан гына шүрлим. Әни китә, без калабыз Икебез Мияу белән.
|
Әкият
Без яшәгән заманнарда Карт белән Карчык булган. Байлыклары — пенсия һәм тишек бер капчык булган. Үз авызларыннан өзеп, терлекне ашатканнар. Кәҗә белән Сарыкны гел рәхәттә яшәткәннәр. Бердәнбер төн кәҗәләргә һөҗүм иткән ач Бүре.
|
Юк, әкият сөйләмим, Алдарга да теләмим. Борын заманда түгел, Мин яшәгән заманда Ерак-ерак яклардан Мине эзләп, Казанга, Беләсезме, кем килде? Сөйләсәм, шаккатарсыз.
|
Кояшлы бер май көнендә, Хыялый уйлар уйлап, Мәктәбеннән кайта Макай Ямь-яшел бакча буйлап. Башындагы фәлсәфәсе — Үзе ачкан, өр-яңа: «Әле ярый, карга булып Тумаганмын дөньяга...
|
— Бир бишне! — Мә! — Ун булсын! — Тиеннәрдән сум булсын! — Эшләребез уң булсын!
|
Җиде бабамнар көйләгән шигырь һәм дога теле, Мөхәммәтгариф мулла һәм Бибимәмдүдә теле. Юк, түгел бу — читтән килгән килмешәк — нәнкә теле, Бу — татарның җаны иңгән әткә һәм әнкә теле.
|
|
|
|
|